"Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится" (Дан. 7:13-14).
Согласно представлениям древних евреев Господь Бог находится именно на небе. Поэтому в Ветхом Завете Его часто называют "Бог Небесный" (Дан. 2:44). А поскольку Бог находится на небе, то Царство Небесное, располагающееся вокруг Бога, и есть Царство Бога Небесного, или Царство Божье. Царством Божьим оно называется ещё и потому, что Господь Бог его сотворил. И в нем Бог господствует, и оно принадлежит Ему. Поэтому в различных Евангелиях в целом ряде мест понятия Царство Небесное и Царство Божье совпадают по своему смысловому значению. Вот как, например, по смысловому значению и логике одинаково сказано о приближении этого царства. "И говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Матф. 3:2). "С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Матф. 4:17). "Приблизилось Царствие Божие: покайтесь" (Мар. 1:15). "говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие" (Лук. 10:9). "знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие" (Лук. 10:11).
В одинаковом смысле в разных Евангелиях употребляются понятия Царства Небесного и Царства Божьего и далее. Например, применительно к нищим духом. "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Матф. 5:3). "Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие" (Лук. 6:20). В выше приведенных и других цитатах, взятых из различных Евангелий, в которых совпадают понятия Царства Небесного и Царства Божьего, говорится о том Небесном Царстве, в котором царит и повелевает Господь Бог. То есть говорится о Царстве Божьем.
Термин Царство Небесное упоминается только в Евангелии Матфея. Отвечая на вопрос, почему только в Евангелии Матфея применяется термин "Царство Небесное" можно предположить то, что Матфей этой формулировкой противопоставлял чистое непорочное светлое Царство Бога, расположенное на небесах, царству земному, человеческому, погрязшему в грехах и пороках. То есть словом "небесное" Матфей указывал на чистоту и святость этого Царства, ставя Его, как образец наивысшей духовности по сравнению с царством земным.
Однако в подтверждение того, что термин Царство Небесное соответствует понятию Царство Божье, Матфей в своей книге употребляет эти два термина и пишет как о Царстве Небесном, так и о Царстве Божьем. Более того, понятие Царство Небесное, употребляемое в книге Матфея, соответствует понятию Царства Божьего, употребляемого и другими Евангелистами, как по смыслу, так и по логике. Например, "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Матф. 6:33). "Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам" (Лук. 12:31). "Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие" (Матф. 19:24). "Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие" (Лук. 18:25).