Насколько помню впервые Библию на латынь перевёл Иероним Стридонский, но это была уже народная (вульгарная) латынь.
Изначально Вульгата (перевод на латинский язык) была издана на общепринятой, или народной, латыни, поэтому в Западной Римской империи простые люди ее легко понимали. Этот труд принадлежит ученому Иерониму. Ранее он же два раза перерабатывал Псалмы, переведенные на старолатинский язык, сравнивая их с Псалмами из греческой Септуагинты. . Иероним работал над переводом с древнееврейского на латынь приблизительно с 390 по 405 год н. э.
Почему же до нас не дошли подлинные авторские рукописи? Может быть, их уничтожили враги христиан? Или они сгорели на пожаре? Или истлели от ветхости? Или были кем-то украдены? Все эти причины могли иметь место на извилистых путях истории. Но если бы для Бога Новый Завет в действительности был тем вероучительным писанием огромной важности, каким его всегда считали христиане, то утрата этих подлинников стала бы совершенно невозможной: они находились бы под защитой высшей силы, которая сохраняла бы рукописи при любых обстоятельствах. И тогда чудесное нетленное существование евангелий могло стать неопровержимым доказательством их божественной сущности. Но увы… Защитники подлинности НЗ могут возразить: ведь иногда древние тексты находят и через тысячелетия после их создания, как это случилось с рукописями в пещерах местности Кумран в Израиле. Значит, когда-нибудь чудесным образом могут быть найдены и подлинные писания Матфея или Луки. Эту утешительную версию придется отклонить. Дело в том, что именно кумранские рукописи свидетельствуют о существовании в древней Иудее религиозной общины ессеев, чья идеология представляет собой переходный этап от иудаизма к христианству. Изучение специалистами рукописей Мертвого моря, как их иногда называют, показывает, что в начале нашей эры в Иудее происходило духовное брожение, вызванное тяжелыми условиями жизни народа под властью Рима. Внутри пораженного кризисом античного мира вызревала новая религия, позволявшая угнетенному народу найти утешение в христианских иллюзиях, в ожидании божественного посланца — Христа, который избавит мир от царящей в нем несправедливости. Для обоснования этой веры ее приверженцы сочинили большое количество текстов — евангелий, посланий, книг эсхатологического содержания (содержащих пророчества о близком конце греховного мира) и т. п. Малая часть их, отобранная произвольно так называемыми отцами церкви, составила Новый Завет — священное писание христиан. Остальные были отвергнуты церковными лидерами и причислены к жанру апокрифов, или тайных писаний.
Вульгата.