Для построения текста рассказа "После бала", Л. Н. Толстой применяет контрастное изображение двух эпизодов: пышный бал у губернского предводителя и жестокое наказание татарина.
Вот, как описывает бал Иван Васильевич: "Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты - знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского... "
Описание полковника в первой части рассказа: "Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми à la Nicolas I 4 подвитыми усами, белыми же, подведёнными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах".
Во второй части рассказа, Иван Васильевич представляет этого же полковника, но, только, во время поимки беглого солдата: "И не отставая от него, шёл твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был её отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами". "Полковник шёл подле, и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу. Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека... "
Чем ярче, праздничнее и роскошнее видиҭ читатель торжество в начале произведения, тем больше горести и сострадания к солдату вызываеҭ вторая часть рассказа.
Полковник тот же самый, "со своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами", но если, сначала, он вызывает восхищение у Ивана Васильевича, то в конце рассказа - отвращение.
P. S. Да, такое сильное отвращение, что и красавица-дочь стала не нужна!