В целом литература этого периода отличалась своей агитационностью, некоторой плакатностью и, конечно же, тенденциозностью. Сами знаете, что в них преувеличивалась роль Сталина в победах, одержанных народом. И то, что в это время был опубликован "Дом у дороги"Твардовского, говорит о том, что всегда были исключения из общих правил.
Но были Симонов, О. Бергольц в блокадном Ленинграде, светили её"Дневные звезды"
Более глбоко, философски и с учётом корректив привнесенных временем тема войны осмыслилась в литературе значительно позже, после смерти Сталина уже.
Примерно к середине 60-х творческое братство поэтов-фронтовиков, бывшие истинные вояки, пришедшие в литературу все одинаково трудно, прорвали сопротивление окопавшегося в лакировочной литературе противника, который громил и вытеснял на "запасные позиции" тех, кто "искажал положительный образ"в литературе.
И первыми стали те, кто только что снял шинели: артеллеристы Ю. Бондарев,
Евгений Носов, Григорий Бакланов; пехотинцы Василь Быков, Иван Акулов, Вячеслав Кондратьев, минометчик Михаил Алексеев, кремлевский курсант, а затем партизан Константин Воробьев, связисты Виктор Астафьев и Ю. Гончаров, фронтовой корреспондент Константин Симонов.
Они принесли в литературу знание и чувство непосредственных участников войны, сказали в ней своё живое и сильное слово.
Лучшую трудно назвать, но правдивые и сильные В. Некрасов"В окопах Сталинграда",повести К. Воробьева"Убиты под Москвой", книги В. П. Астафьева.
Ю. Дольд-Михайлик "И один в поле воин"
Г. Брянцев "Конец "Осиного гнезда"
А. Фадеев "Молодая гвардия"
М. Шолохов "Они сражались за Родину", "Судьба человека"
Е. Носов "Красное вино победы", Василь Быков "Пойти и не вернуться". "Обелиск"
Любовь Воронкова Девочка из Города,
Альберт Лиханов Последние Холода,
Елена Ильина Четвертая Высота,
Э. Казакевич "Звезда"
Б. Васильев "А зори здесь тихие
В. Гроссман "Жизнь и судьба"