4 вопроса по Смольному в Санкт-Петербурге. Помогите, если не сложно!!!
1)Сколько на соборе куполов (и всей постройке) и в чём их отличия от куполов старинных русских церквей?
2)Как выглядит собор и вся постройка в плане?
3)Какое участие принимал в завершении постройки Смольного монастыря Стасов и что им было сделано?
4)Почему рядом с монастырём появилось большое общественное здание, возведённое Дж. Карнели?
Собор, окруженный угловыми церквами и корпусами, находится в центре монастырского двора. Устремленный ввысь, динамичный, он, благодаря пышному декору, пластичному сочетанию голубого цвета стен и белой лепки, выглядит особенно празднично и живописно.
С началом Семилетней войны строительство заморозили и возобновили лишь в 1765 г. по указу Екатерины II. Достройкой занимался Ю. М. Фельтен, Растрелли же, умерший в 1771 г. , так и не увидел свое творение завершенным.
Новый зодчий отказался от некоторых деталей первоначального проекта.
Так, Растрелли планировал возвести 140-метровую колокольню, которая должна была стать самой высокой в Российской империи.
Внутренняя отделка, которой занимался в 1832-1835 гг. В. Стасов, достаточно проста, но в то же время торжественна. Церковный зал отделан мрамором, установлены три громадных иконостаса, балюстрада перед алтарями выполнена из граненого хрусталя, а кафедру украшает искусная резьба. По рисунку архитектора была отлита одна из самых красивых оград Санкт-Петербурга, установленная вокруг собора.
Достраивали Смольный при Николае I. Общая протяженность строительства составила 87 лет – с 1748 по 1835 гг. Это самый долгосрочный проект в Петербурге. Освящение 94-метрового Смольного собора состоялось в 1835 г.
.
В плане весь монастырь представляет из себя греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Высота собора — 93.7 метра. Построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола — в серый. Пятиглавие собора выполнено достаточно необычным образом.
По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии. В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни.
Центральный купол расположен на барабане и по размерам значительно больше остальных, он имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка, имеющая при этом большой размер. Четыре одинаковых колокольни имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол.
Вливаясь в хор корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. Вторая часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь. Домовые церкви располагаются по четырём углам монастыря и как бы встроены в его стену. Каждая из них имеет только один шлемовидный купол, увенчанный большого размера главкой с крестом. Архитектурное решение собора создаёт необычную иллюзию его размеров. По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности.
.
В 1806-1808 годах к югу от монастыря было построено специальное здание для Смольного института благородных девиц (здание в стиле классицизма по проекту Дж. Кваренги) .
В августе 1917 года в этом здании разместился революционный штаб.
В 1923-1924 годах при въезде на аллею Смольного возведены пропилеи (В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх) .
Сегодня в Смольном находится городская администрация.