«Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) — творческое содружество российских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов.
Народники - представители галицкой, буковинской и закарпатской интеллигенции, которые ориентировались на народ, отстаивали его интересы, заботились о формировании национального сознания у украинцев.
«Могучая кучка» — это Римский-Корсаков, Бородин, Мусоргский, Балакирев, Кюи.
Как-то замечательный русский искусствовед Владимир Стасов, автор множества статей о музыке и музыкантах, после одного концерта написал: «...сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов» . Так он выразился сразу о пяти композиторах. Действительно, всё это — люди могучего таланта, великих дарований, и не только в музыке; почти каждый из них прославил себя и другими делами.
«Могучая кучка» — композиторы разные, непохожие друг на друга, но прекрасные каждый по-своему. Путники, идущие по одной дороге, первооткрыватели, плывущие к новому берегу, — вот как надо понимать эти крылатые слова, которые стали обозначать имя целого направления русской музыки.
Народничество, у истоков которого стояли Герцен и Чернышевский, сложилось в мощное движение со своей идеологией. Защита интересов простого народа, демократизм, отрицательное отношение к буржуазному строю, вера в социалистическую утопию были заимствованы народниками у Герцена и Чернышевского. Влияние последнего было особенно сильным: Герцен высоко ценил гражданские права и свободы, народники же вслед за Чернышевским считали, что социальное освобождение решит все проблемы; за гражданские свободы они боролись постольку, поскольку надеялись с их помощью расширить свою пропаганду, чтобы взять власть и ввести социализм.
В идейном отношении в народничестве выделялись три направления.
1.Пропагандистское возглавлял П. Л. Лавров. Он разделял веру в социалистическую утопию, в самобытность исторического развития России, общину как основу ее будущего строя; признавал необходимость социальной революции; критиковал революционный авантюризм, поспешность.
2.Бунтарское направление возглавлял М. А. Бакунин. Его анархическое учение говорило об антигуманной сущности всякого государства. Государства следовало заменить свободными автономными обществами, организованными снизу вверх. Бакунин требовал передачи всей земли — земледельцам, промышленности и капиталов — рабочим союзам, упразднение семьи и брака, общественного воспитания детей, уравнения прав женщин с мужчинами.
3.Заговорщическое направление представлял П. Н. Ткачев. Он видел ближайшую цель в создании хорошо законспирированной дисциплинированной революционной организации, которая, не теряя времени на пропаганду, должна захватить власть. В этом он был близок к «бланкизму» —идеям французского революционера О. Бланки. В отличие от Лаврова Ткачев полагал, что не просвещение народа должно предшествовать революции, а наоборот. После захвата власти уничтожаются консервативные и реакционные элементы и распространяется равенство и братство. В противоположность бакунистам Ткачев оставлял сильное централизованное государство. Идеи Ткачева нашли свое отражение в народническом движении конца 70-х годов.