В своем развитии музыка, как и поэзия, имела три качественно отличные стадии, которые следует понимать скорее как различные типы (системы) музыки, нежели хронологически сменяемые этапы ее развития.
Первая стадия определяется чаще всего термином «фольклорная» . В европейской культуре понятие «музыкальный фольклор» часто используют как синоним к понятиям «народная» , «примитивная» , «этническая» или «музыкальная культура нецивилизованных народов» . Стадия фольклора отличается такой коммуникацией, когда слушатель и исполнитель не разделены – все являются соучастниками музыкального действа и включены в некий ритуал.
Музыкальный фольклор неотрывен от быта (охота, рождение ребенка, свадьба, похороны) , трудового процесса, календарных праздников, обрядов, игр. Он синкретичен по своей природе, в нем пение, звучание музыкальных инструментов соседствуют. В первобытных обществах он был неотделим от слов и телодвижений. Наряду с крестьянским музыкальным фольклором, хорошо сохранившимся в культуре России, существует городской музыкальный фольклор (в странах Европы) . Это уже «профессиональное народное искусство» , которое появляется лишь в развитых сообществах. Для фольклорной стадии характерна устная форма трансляции музыкальных «текстов» , отсутствие форм письменной их фиксации и неразвитость музыкально-теоретических понятий, специальных музыкальных учений.
продолжение