В VI главе содержится подробное описание сада Плюшкина, запущенного, заросшего и заглохшего, но живого. Сад - это своеобразная метафора
души Плюшкина. Предельная степень человеческого падения запечатлена Гоголем в образе богатейшего помещика губернии (более тысячи крепостных) .
Внешность Плюшкина была настолько бедна и неопрятна, что Чичиков сначала принял его за ключницу. Ожежда его была сильно поношена, лицо, казалось, никогда не могло выразить никаких чувств. Чичиков говорит, что если бы увидел его у храма, то непременно принял бы за нищего.
Въезд в усадьбу полуразрушен, всюду особенная ветхость, крыши как решето, окна заткнуты тряпьем. Здесь все безжизненно - даже две церкви, которые должны являться душой усадьбы. Даже дом - местами в один этаж, местами в два. Возможно, раньше он был прекрасным и богатым строением, но прошли
годы, за ним никто не следил, и он пришел в полное запустение. Хозяин пользовался только несколькими комнатами, остальные были заперты. Все окна, кроме двух, были закрыты или залеплены газетой.
И дом, и усадьба пришли в полный упадок.
Это говорит о распаде сознания хозяина, который забыл о главном и сосредоточился на третьестепенном.
Он давно уже не знает, что творится у него в хозяйстве, зато строго
следит за уровнем наливки у него в графинчике. Плюшкин жаден, поэтому очень рад удачной сделке, он пишет доверенность
на совершение купчей, и сделка состоялась. Продав Чичикову мертвые души, Плюшкин размышляет, кто бы мог помочь
ему оформить купчую в городе. Он вспоминает, что Председатель был его школьным товарищем. Это воспоминание внезапно оживляет героя:
"…на этом деревянном лице… выразилось… бледное отражение чувства" .
Но это лишь мгновенный проблеск жизни.
Конкретный такой, пацан.