Помогите пожалуйста определить проблему в данном тексте и привести два примера из литературы по этой проблеме.
(1) В чём самая
большая цель жизни? (2) Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. (З) А добро — это прежде всего
счастье всех людей. (4) Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит
перед человеком задачу, которую важно уметь решать.
(5) Можно и в мелочи сделать
добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять.
(6) Многое, как я уже говорил, начинается
с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
(7) Ребенок любит свою мать и
своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. (8) Постепенно расширяясь,
его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. (9)
А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо
любить в человеке человека.
(10) Надо быть патриотом, а не
националистом. (11) Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. (12) Нет необходимости ненавидеть другие народы,
потому что ты патриот. (13) Между
патриотизмом и национализмом
глубокое различие. (14) В первом — любовь к своей стране, во втором
— ненависть ко всем другим.
(15) Большая цель добра
начинается с малого — с желания добра своим близким, но. расширяясь, она
захватывает все более широкий круг вопросов.
(16) Это как круги на воде. (17) Но круги на воде,
расширяясь, становятся все слабее. (18) Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь
на многое. обретают новые силы,
становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.
(19) Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть
умной. (20) Это значит, что она должна быть
соединена с \ меняем замечать недостатки, бороться с недостатками — как
в любимом человеке; так и в окружающих людях. (21)
Она должна быть соединена с мудростью, с чтением отделять необходимое от пустого и ложного. (22) Она не должна быть
слепой. (23) Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может
привести к ужасным последствиям. Мать, всем
восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного
урода. (24) Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» — слова шовинистической немецкой песни)
привел к нацизму, слепой восторг перед Италией — к фашизму.
(25) Мудрость — это ум,
соединенный с добротой. (26) Ум без доброты — хитрость. (27) Хитрость же постепенно чахнет и
непременно рано или поздно оборачивается
против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. (28) Мудрость же открыта и надежна. (29) Она
не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. (30)
^Мудрость приносит мудрецу доброе имя и
прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть,
которая ценнее всего в старости*^Д. Лихачёв.)