Бог знает прошлое и будущее?
Аллах сказал: Он ведает то, что случается с ними (Его творениями) в этом мире, и что будет с ними в мире будущем. Знание, согласно учёным усуль (основополагающих принципов религии) , это твёрдое уяснение вещи в соответствии с её истинной натурой. Так, недостаточность уяснения, есть невежество, нетвёрдое уяснение есть сомнение, а самонадеянное уяснение, которое не соответствует действительности, есть сверх невежество. Например, если бы вас спросили: «Когда произошло Бадрское сражение (59)?». И если бы вы сказали: «Я не знаю» , то это было бы невежеством. Если бы вас спросили о том же, и вы сказали: «Это случилось на третьем году Хиджры» , то это было бы сомнением. (60) И если бы ваш ответ на тот же вопрос был бы: «Пятый год Хиджры» , то это уже сверхневежество. (61) Аллах, Всемогущий и Величественный, знает вещи исчерпывающе и совершенно, в общем и в частности. Его знание не подобно знанию рабов. Поэтому Он сказал: Ведает Аллах то, что случается с ними в будущем, и что случилось в прошлом. Соединительное местоимение «ма» это форма обобщения (грам.) , которая охватывает всё, будь то малое или великое, деяния Аллаха или поступки творений. Знание того, что произойдёт с ними в будущем, предполагает то, что Аллах сведущий о будущем, и что Его знание прошлого обуславливает то, что Он не забывает о прошлом. Поэтому, когда Фиръаун сказал Мусе: А каково же с первыми поколениями? Муса ответил: Знание про них у Господа моего в Книге, не заблуждается Господь мой и не забывает. (Та Ха 20: 51-52).(см. Тайсир аль-Карим Ар-Рахман фи Тафсири Каламиль-Макан Шейха ас-Саъди)
Примечание: Одно из имён Аллаха это аль-Алим: Тот, кто знает, что было и что будет; Кто всегда знал и всегда будет знать; Его знание объемлет все вещи, скрытые и явные, меньше этого и больше этого, возможные и невозможные, высшие и низшие ипостаси и т. д. , самым совершенным образом. Ничто не скрыто от Него, ни на земле, ни на небесах. (см. Тайсир аль-Карим Ар-Рахман фи Тафсири Каламиль-Макан Шейха ас-Саъди).