2,10 не страшатся злословить высших. Букв. : «хулить славы» , что, вероятно, ука-
зывает на ангелов, будь то добрых или злых. Сказанное в ст. 11: «и ангелы не произ-
носят на них укоризненного суда» (ср. Иуд. 1,10.11) – указывает, что речь идет о
злых ангелах. На предостережение об опасности попасть во власть злых духовных
сил (ср. 1 Кор. 5,5; 1 Тим. 1,20) лжеучители, видимо, ответили насмешкой или даже
отрицанием бытия дьявола и его демонов.
2,13 они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. Вероятно, Петр
имеет в виду вечери любви или общинные братские трапезы (ср. Иуд. 1,12) и, может
быть, даже допускает игру слов на основании созвучия греческих слов «апатэс» и
«агапэс» , означающих соответственно «обманчивые удовольствия» и «вечери любви» .
Лжеучители обращали церковные общинные трапезы в повод для проявления своей
распущенности. Петр подчеркивает здесь, как далеко заходит эта распущенность.
2,14 Глаза у них исполнены любострастия. Букв. : «В глазах у них одни прелюбо-
дейки» .
они прельщают неутвержденные души. Слово, переведенное «прельщают» , бук-
вально означает «заманить в ловушку» , «опутать сетью» ; оно указывает на созна-
тельный обман (ст. 18; Иак. 1,14). По контрасту с «утвержденными в истине» (1,12),
«неутвержденным душам» недостает твердого основания христианской веры, они
легко поддаются на приманку лжеучителей (ст. 18; 3,16).
сердце их приучено к любостяжанию. Букв. : «имеют сердце, натренированное в
любостяжании» . Вербуя себе учеников, лжеучители не в последнюю очередь имели
в виду и финансовую выгоду (ст. 3, 15).
2,15 идя по следам Валаама. И по своей жадности (Чис. , гл. 22–24; Иуд. 1,11), и
по своему пагубному влиянию на израильтян (Чис. 31,16) Валаам является прообра-
зом лжеучителей.
2,16 бессловесная ослица. Вероятно, Петр иронически противопоставляет ее
лжеучителям (ст. 12). Порабощенные жадностью, они похожи на «бессловесных
животных, водимых природою» , а их прототип Валаам получил укор от животного.
2,17 Это безводные источники. Как вода поддерживает физическое существова-
ние, так истинное духовное учение питает духовную жизнь (Притч. 13,14.15; Ин.
4,13.14). Как иссохший колодец лишь разочаровывает жаждущего (Иер. 14,3), так
лжеучители могут лишь обмануть и разочаровать.
облака и мглы, гонимые бурею. Другой перевод: «туманы, вихрем гонимые» . Как
туман, легко рассеиваемый ветром, или легкие облака, не несущие освежающего
дождя (Иуд. 1,12), лжеучители не могут дать духовной пищи.
2,19 Обещают им свободу. Возможно, лжеучители воспользовались высказыва-
нием апостола Павла, что христиане не под законом (3,16; ср. Гал. 3,25; 5,18), и им
обосновали свое ложное учение, будто христиане освобождены от Божиего нравст-
венного закона (ср. Рим. 6,15–18; 1 Кор. 9,21; Гал. 5,13–15).
будучи сами рабы тления. Здесь явна ирония: стремление человека быть совершен-
но независимым от Бога неизбежно ведет в рабство греху. Истинная свобода от
греха подразумевает радостное «порабощение» Богу (Рим. 6,15–18).
2,20–22 Здесь, скорее всего, имеются в виду именно сами лжеучители, а не
соблазненные ими, о которых речь идет в ст. 18.
2,21 Лучше бы им не познать пути правды. Сознательное отвержение истины уве-
личивает ответственность перед Богом (Лк. 12,47.48). В других местах Писание указыва-
ет, что истинно возрожденные неослабно стойки в вере (Ин. 10,26–30; ср. 1 Ин. 2,19).
2,22 пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в гря-
зи. В отличие от современного взгляда на собаку как на «лучшего друга человека» ,
древние иудеи презирали это животное (Исх. 22,31; Притч. 26,11; ср. Откр. 22,15).
Свиньи также считались животными нечистыми (Лев. 11,7; Ис. 65,4). Петр указывает,
что религиозность на словах или внешнее обращение не меняет сердца человека. В
отступничестве лжеучителей проявилась их подлинная сущность.