"Не сильно длинный"-не получится, вопрос объёмный.
Вот план ответа:
Городская литература средневековья.
1. Развитие:
• центр – Фр. , есть в Германии, нет в Испании
• города= площадь= церковь + дворец + УНТ
• Болонья, Париж, Салерно, Монпелье, Оксфорд – универы, право и медицина.
• Связь городской литературы с УНТ и крестьянством.
• Жанры: шуточная лирика (без муз. сопровождения) , бытовые стихотворные рассказы, сатирические и аллегорические романы, разная дидактическая литература.
2. Фаблио
• небольшие стихотворные рассказы о забавных происшествиях из обыденной жизни
• функция = развлечение, поучение, познание мира >
• дидактические (грань моралистики и ремесла) + сатирические (пародии на рыцарей, антиклерикализм, сатира на куртуазность, в женщине – зло, где сюжеты – снижение куртуазных сюжетов, переворачивание канона красоты)
A.анекдот – случайная комичная ситуация (или игра слов) , нет соц. подтекста, цель – здоровый смех
B.есть соц. направленность: чем городские лучше рыцарей («Крестьянин-лекарь» )
C.разоблачаются «сословные» пороки (жадность, скупость, чревоугодие богатых)
• сатирический элемент неоднозначен (ловкость: -/+)
• стиль – сохраняет черты народного предания: энергичная сжатость речи, точность выражений, много народных оборотов, сравнений и пословиц
• в Герм. аналогичны фаблио – шванки, ех: «Поп Амис»
3. «Роман о Лисе» кXII-серXIII
• источник - басни, животные сказки
• циклическая поэма, слагалась примерно 70 лет, >10 авторов, один собрал все ветви логически, вместе
• Лис-Ренар, волк-Изенгрим, медведь-Брён, кот-Тибер, петух-Шантеклер, лев-Нобль
• половина романа – юмор, человек сравнивается с животным – нормально, 2/2 романа – обличительная сатира
• народная мудрость описывает как феодально-рыцарскому началу, так и морали горожан
4. «Роман о Розе» : XIII
• поэма, 18 тыс. стихов
• 1 часть – Гильом де Лоррис (в куртуазных тонах) , 2 часть – Жан де Мен (противоположна 1)
• сюжет – набор топосов (общих мест) , цель – познание истины.
• в мал. сюжет - большое смысловое содержание. Роза – символ динамической первоосновы мира – любви, влюбляясь в неё – ближе к Богу.
• жанр видения и аллегоризм (из религиозной поэзии эпохи) – рамка для идеи любви
• обычная точка зрения: человек – звено в цепочке, ниже – звери, над – ангелы. Персонаж – Натура (природа) , на её платье, где должен быть человек, дырка (тьма материи и свет духа > расползается) . Фома Аквинский – учение «томизм» – объясняет наличие всех вещей в этом мире и связи между ними. Схоластика XIII-XIV – самая главная дисциплина, от науки отличается путем – не собрать в целое, а разобрать и исследовать. «Роман о Розе» - любимый у схоластов.
• во 2 части суть – вставные рассуждения Разума и Природы, характер самостоятельных дидактических поэм. Природа и Разум – основное, высшее сущего.
5. отдельная дидактическая литература
• моральная. Стихотворные рассуждения типа «Книга о нравах» , «Наставления князьям» , ех: поэт Фрейданк «Разумение»
• научная (господство религиозно-схоластического мировоззрения) . Трактаты в стихах и прозе, энциклопедические сочинения: Готье из Мец «Картина мира» XIII
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
(В ссылках уберите звездочки)