Персонажи Достоевского показаны не в своем развитии, а постоянном
колебании сознания между двумя безднами. Раскольников в течение
романа не становится лучше, чище, спокойнее, но постоянно ищет, мечется,
выбирает,
страдает.
Именно это позволят автору проникнуть в глубинные пласты человеческой
психики и обнажить внутреннюю суть и сложность противоречивой натуры
человека.
Достоевский показывает не столько эволюцию душевных качеств героя, сколько
его колебания от одной крайности к другой.
Раскольников именно в таком состоянии, он мечется от отрицания своей
мечты до твердого намерения ее осуществить.
Достоевский не просто показывает существующую борьбу в душе героя, но и
заостряет внимание на состоянии перехода человека от одной крайности к другой.
И в этом мучительном переходе, в страданиях для его героев есть своеобразное наслаждение. Достоевский отображает психологические парадоксы в состоянии
души героев
(«Так мучил он себя, поддразнивал этими вопросами с каким-то наслаждением. Прежнее мучительно-страшное своеобразное ощущение начинало ярче и живее припоминаться и все приятнее и приятнее становилось». )
Характерной особенностью является и то, что, несмотря на всеобъемлющую власть
идеи над внутренним миром героя, она все равно остается для него проблемой, гипотезой, требующей проверки. «Проба» Раскольникова -ярчайший тому пример.
В этом герое постоянно борются разум, зараженный теорией"сильной личности"
и душа, подсознание, «натура» , остающаяся чистой, невинной, даже детской
(первый сон Раскольникова) .
Отсюда вытекает еще одна особенность поведения героя-мотив «действия вопреки» . Персонаж прекрасно знает собственный внутренний мир, с точностью предвидит,
какие переживания в нем вызовут те или иные поступки, однако, подчиняясь чему-то неизведанному в своей душе, все равно совершает их. «Я, может быть, еще сквернее
и гаже, чем убитая вошь, и заранее предчувствовал, что скажу себе это уже после того, как убью! »