Литература:
Танхилевич О. Эпикур и эпикуреизм. М. , 1926;
Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М. , 1979;
Шахнович М. М. Эпикур и история русского атеизма 18 – начала 20 в. – В сб. : Атеистические традиции русского народа. Л. , 1982;
Он же. Эпикур в Древней Руси. – В сб. : Русское православие и атеизм в отечественной истории. Л. , 1988;
После смерти Александра Македонского в 323 до н. э. греческий мир вступил в период упадка. В этих условиях эпикуреизм как образ жизни процветал с конца 4 в. до н. э. по крайней мере до 3 в. н. э. Привлекательным его делала прежде всего исповедуемая мораль, которая, однако, была основана на философском представлении о Вселенной, обращенном скорее к интеллектуалам, чем к широким массам. В отличие от стоицизма, главного соперника и оппонента эпикуреизма, основные принципы и теоретические положения последнего не претерпели каких-либо изменений на всем долгом пути его существования как одной из великих философских школ античности. Так, в знаменитой поэме Лукреция О природе, написанной в середине 1 в. до н. э. , излагаются, по существу без больших изменений, основные положения философии Эпикура. Главный акцент Эпикур делал на необходимости освободить человечество от двух величайших страхов: страха перед богами и страха перед смертью. Не отрицая того и другого и ценности религии, Эпикур, однако, утверждал, что богам совершенно безразличны человеческие дела и что смерть есть просто прекращение жизни, а загробной жизни не существует. Свои теоретические положения, согласно которым Вселенная представляет собой систему механически организованных атомов, образующих все вещи, Эпикур заимствовал у атомистов Демокрита и Левкиппа ( с них можете начать, рекомендованая литература: Лукреций. О природе вещей, тт. 1-2. М. - Л. , 1947 Материалисты древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М. , 1955 Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М. , 1979)Отталкиваясь от здравого смысла и полагая ощущения безошибочными (ошибки возникают уже в представлениях) , Эпикур отождествил благо с удовольствием, а зло - с болью. Боль вызывается нарушением равновесия в атомах, образующих тело; возвращение этих атомов в состояние равновесия сопровождается удовольствием. Отсюда следует, что величайшее благо - это максимальное количество удовольствия.