АЧ
Артак Чибухчян

Почему и чем творчество Анри Матисса так актуально и популярно?

О.
Оксана ...

Анри Матисс работал в разных жанрах и видах искусства, используя разнообразные техники. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и цветовых масс, служили главной цели художника - передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм, праздничность окружающего мира и радость бытия.

Матисс придает большое значение умению перейти от первого мимолетного ощущения к выявлению основного, главного; он стремится к созданию значительного, гармоничного произведения. При этом он предлагает не рабски копировать натуру, а интерпретировать ее в соответствии со своим восприятием. В то же время Матисс подчеркивает, что природа, натура всегда должна оставаться для художника отправной точкой в его работе.

«Люди, нарочито стилизующие натуру или намеренно отклоняющиеся от природы, уходят от истины. Когда художник рассуждает, он должен отдавать себе отчет, что его картина условна, но, когда он пишет, он должен верить, что следует натуре» .
Анри Матисс.

"Записки пейзажиста"

АС
Алексей Сучков

Место живописи по популярности вообще очень низкое, оно для своеобразных людей с обостренным зрительным восприятием. Больше сейчас интересуются компами, мобилами, квартирами, автомобилями, загран отпуском, бабами и мужиками.... А уж творчество Матисса.... Дай Бог его имя знают 1-3 % населения, хотят видеть его картины (и платить за это деньги) 0,05%, а уж читать о нём и вникать - ещё меньше! В дикое время живём....

Елена Колесник
Елена Колесник

Матисс был гениальным колористом. Одна из «констант» его творчества поиск гармонии и чистоты цвета и формы.
Начало: реализм
Матисс разнообразен. Временами его художественный мир напоминает мозаику, составленную из элементов разных техник и стилей. Начинал художник с вполне реалистических работ, в которых он выступал верным последователем Шардена и Коро, но очень быстро отправился открывать новые художественные «материки» . Лоуренс Гоуинг, биограф Матисса, заметил, что «каждая его картина написана в новой манере» .

Учитывая непостоянство художника, превратившееся в одну из примет его творчества, его не получится уместить в «ячейке» какого-то одного направления (то же можно сказать и о жанровых предпочтениях мастера — он занимался буквально всем) . Если уж и попытаться как-то обозначить такую «ячейку» , то это будет, как это ни общо звучит, поиск гармонии. Вот этому поиску Матисс и посвятил свою жизнь.

Когда смотришь на скромные домашние сценки, написанные молодым Матиссом, трудно поверить в его грядущие художественные «зигзаги» . Со временем его техника стала выказывать следы учебы у импрессионистов. Интерьеры картин явно «посмелели» .

Пуантилизм

Слепое копирование реальности надоело художнику. Появилась потребность не «отобразить» реалии, а выразить свое отношение к миру. В начале 1900-х годов его манера — под влиянием идей Сера и Синьяка — вновь резко поменялась. Матисс на короткое время превратился в «пуантилиста» .

Увлечение оказалось небесплодным, увенчавшись настоящим шедевром: мы имеем в виду картину «Роскошь, покой и наслаждение» (1904). Название работе дала строчка из стихотворения преданно любимого Матиссом Бодлера. Но на дивизионизме художник не остановился. Чуть позже он уже критиковал его: «Разложение цвета, — писал Матисс, — ведет к разрушению формы и линии. Покрытое цветными точками полотно остается плоским и способно лишь раздражать сетчатку глаза» . Его влекли к себе движение и музыкальный ритм. Тесные рамки пуантилизма сковывали этот порыв. И он без сожаления от пуантилизма отказался.

"Дикое" творчество (Фовизм)
Матисса и его друзей Алъбера Марке, Андре Дерена, Мориса де Вламинка и Жоржа Руо назвали в Осеннем Салоне 1905 года фовистами, то есть «дикими» . Их принято рассматривать как членов одной художественной группировки, хотя такое представление является очевидной натяжкой. Они были разными, сходясь лишь на своем отношении к цвету. Фовизм утверждал преобладание цвета над формой. Среди предшественников фовизма нужно, прежде всего, отметить Гогена; в дальнейшем же его идеи развили экспрессионисты.

«Исходный пункт фовизма, – писал Матисс, – решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым жёлтым – первичным элементам, которые будоражат наши чувства. Матисс отказался от смешения цветов светотени и мелких деталей – ничто не должно было снижать звучность краски. Другим выразительным средством в его картинах была точно отработанная линия. Художник подчёркивал каждое движение, каждый контур линией; она иногда выглядела своеобразной рамкой, в которую заключена форма.

Сам термин «придумал» критик Л. Воксель, который, сравнивая выставленную в Осеннем Салоне бронзовую фигуру Альбера Марке с расположенной по соседству работой скульптора XV века Донателло, воскликнул: «Бедный Донателло! Он оказался в окружении дикарей! » Картина «Молодой матрос» , 1906 была создана Матиссом в годы его увлечения фовизмом. Позже художник писал: «Фовизм был кратковременным течением. Мы придумали его для того, чтобы показать значение каждого цвета, не отдавая предпочтения ни одному из них» .

Фовизм (вместе с кубизмом) можно считать началом абтракционизма. Абстракционизм (от лат. abstractus-отвлеченный) , беспредметное искусство, конфигуративное искусство, конкретное искусство - направление в искусстве ХХ в. , ставящее во главу угла формальные элементы - линию, цветовое пятно и отвлеченную конфигурацию.

ДФ
Дмитрий Фатеев

Мало предложений о продаже.

Похожие вопросы
интересует работа Анри Немо "дверь" иллюстрация к какой книге Лукьяненко?
По поводу творчества и возраста
Как вам Тьерри Анри?
в чем заключается актуальность темы труд и творчество .
Можно ли отступиться.. от творчества...
почему импрессионистов не понимали в период Троецарствия и мешали их творчеству?)
Что можно написать в "актуальности" в реферате на тему "Жизнь и творчество Маяковского" ?
Как сделать свое творчество интересным и популярным?
Почему творчество лермонтого актуально в наши дни?
Как вам мое творчество?