Существует несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (по А. И. Осипову) :
1. Знаменитый римский оратор писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что оно происходит от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление) , что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением» . Отсюда и самое существо религии Цицерон видит в благоговении перед высшими силами, Божеством.
Эта мысль Цицерона верно указывает на то, что благоговение является одним из важнейших элементов в религии, без которого религиозность превращается в ханжество, лицемерие и пустое обрядоисполнение, а вера в Бога — в холодную безжизненную доктрину. В то же время нельзя согласиться с тем, что благоговение перед чем-то таинственным и даже перед Богом составляет сущность религии. Сколь ни велико и необходимо благоговение в религии, тем не менее оно представляет собой лишь одно из чувств, присутствующих в религиозном отношении человека к Богу, и не выражает его сущности.
2. Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций (+330 г. ) считает, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, означающего «связывать» , «соединять» . Поэтому и религию он определяет как союз благочестия человека с Богом. «С тем условием, - говорит он, - мы и рождаемся, чтобы оказывать справедливое и должное повиновение порождающему нас Господу, Его одного знать, Ему следовать. Будучи связанными сим союзом благочестия, мы находимся в соединении с Богом, от чего получила название и самая религия.. .Так имя «религия» произошло от союза благочестия, которым Бог соединил с Собою человека... »
Это определение Лактанция раскрывает самое существенное в религии — то живое единение духа человека с Богом, которое совершается в тайниках сердца человеческого.
3. Подобным же образом понимает существо религии и блаженный Августин (+430 г.) , хотя он считает, что слово «религия» произошло от глагола reeligere, т. е. воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом. «Его-то ища, - пишет он, - или лучше, вновь отыскивая (от чего, кажется, получила название и религия) , мы стремимся к Нему любовью, чтобы, когда достигнем, нам успокоиться» («О граде Божием») .
Таким образом, этимология указывает два основных значения слова «религия» : благоговение и соединение, которые говорят о религии как о таинственном внутреннем союзе, живом, благоговейном единении человека с Богом.
Источник [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]