Дмитрий Захаров
Дмитрий Захаров

Какой вклад Карла Маркса в историю культуры?

ЮИ
Юлия Изюмникова

Видите за спиной Патриарха цитату на стенке- это Маркс. Куда деваться- не приходящий, видимо, вклад
http://www.st-tatiana.ru/data/2012/09/28/1233782358/IMG_5871.jpg

АВ
Андрей Власов

Карл Генрих Маркс (1818-1883) не был культурологом в узком смысле этого слова. Более того, сам термин «культура» создатель материалистического понимания истории употреблял сравнительно редко и, как правило, по частным поводам. Тем не менее концепция Маркса, несомненно, несет в себе вполне определенные культур-философские представления, в которых проявились и сила, и слабость его теоретических построений.

Вначале образ культуры у молодого Маркса-гегельянца прорисовывается через Абсолютный Дух. Но уже вскоре, под влиянием Фейербаха, он утверждает «посюсторонность» человеческого существования и человеческой деятельности, укорененность человека в природном и предметном мире, который становится для него «опредмечиванием самого себя, утверждением и осуществлением его индивидуальности» 24. Предметность человеческой деятельности, «сплавляя» воедино «материальное» и «идеальное» , образует особую структуру, по существу являющуюся носительницей культуры. Даже человеческие чувства у Маркса носят не абстрактно-антропологический, как у Фейербаха, а предметно-культурный характер, встроены в социальное бытие и являются результатом всей всемирной истории. Именно поэтому «человеческий глаз воспринимает и наслаждается иначе, чем грубый, нечеловеческий глаз, человеческое ухо — иначе, чем грубое неразвитое ухо» 25. Позже, в подготовительных рукописях к «Капиталу» Маркс скажет еще определеннее: «Голод есть голод, однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов» 26.

Уже в ранних работах Маркса появляется «деятельная» тема, и культура понимается как «деятельность» 27. Параллельно начинается анализ категории отчуждения. Отчуждение как бы разрушает органическое состояние, в котором должна реализоваться универсальная природа человека. В условиях отчуждения культура существует в изуродованной форме, в виде мертвой «чисто-вещественной» оболочки. Отчуждение ставит с ног на голову иерархию человеческих чувств и потребностей. Самоотчужденный индивид (рабочий) чувствует себя свободным, только исполняя «животные» функции (еда, питье, половой акт) , а в специфически-человеческой деятельности (в труде) чувствует себя, наоборот, «животным» . Возникает парадоксальная ситуация, когда «то, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному»

Похожие вопросы
Это Карл Маркс? А где?
История улицы Карла Маркса (желательно г. Магнитогорск) , почему так названа, кто такой Карл Маркс
История .вклад арабской культуры, в мировую культуру. История . Помогите. вклад арабской культуры, в мировую культуру
История вклад арабской культуры, в мировую. вклад арабской культуры, в мировую культуру
Карл Маркс, ты с нами?))
капитал карла маркса
Вы никогда не путали Карла Маркса и Карла Урбана?
Как вы понимаете фразу Карла Маркса "Революции-локомотивы истории"?
Философия Карла Маркса.
Каков был вклад арабской исламской цивилизации в историю и культуру средневекового мира?