Выдающуюся роль в становлении Ф. р. сыграли нем. мыслители, прежде всего И. Кант, Ф. Шлейермахер и Г. В. Ф. Гегель. Они предложили понимание религии, ориентированное на разные области сознания — волю (Кант) , чувство (Шлейермахер) и разум (Гегель) . Главные черты грядущей «эпохи Просвещения» , по Канту, — повсеместное торжество свободного разума, мужество и умение пользоваться собственным умом. Религия, настаивает он, которая не задумываясь объявляет войну разуму, не сможет долго устоять против него. Кант вводит Бога как постулат практического разума («моральное доказательство») : «Все, что кроме доброго образа жизни, человек предполагает делать, чтобы быть угодным Богу, есть только религиозная иллюзия и лжеслужение Богу» . Истинная религия — это моральная религия, т. е. «познание всех наших обязанностей в качестве божественных заповедей» , а Ф. р. — учение, извлекающее рациональное содержание из мифов и религиозных представлений.
Наследуя установки Канта, философы стремились постичь сущность религии, разработать ее общую «теорию» . Для этого было необходимо выразить в филос. категориях внутренний духовный опыт религиозно-творческих личностей. Классическим образцом осуществления такого замысла можно считать Ф. р. Гегеля, в которой религиозные чувства и представления рассматриваются в качестве формы выражения абсолютной истины. Тождественные в своем содержании, философия и религия постигают Бога различными методами, первая — в понятиях, вторая — в представлениях. Религия в гегелевской системе занимает почетное место, но последнее слово принадлежит философии, как более высокой форме познания абсолютного духа. Высшей («абсолютной» ) религией является христианство, в котором произошло примирение Бога и человека, а религия достигла ступени самосознания. При этом, настаивает Гегель, не следует принимать на веру каждое слово Священного Писания или оправдывать любой христианский обряд. Филос. взгляд на религию критичен, он основывается на принципах разума и в отличие от теологии не связан субъективно с верой и откровением, а объективно — с церковью как социальным ин-том.
Что философию и религию необходимо не противопоставлять, а сопоставлять.