История создания портрета Екатерины Николаевны художника Виктора Боровиковского
Помогите! Нужна история как создался этот портрет.
Помогите! Нужна история как создался этот портрет.
Вероятно, Вас интересует этот портрет?
Владимир Лукич Боровиковский (1757 - 1825)
Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой
1796г, холст, масло, 71.5 x 56.5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Очаровательной «пастушкой» представил свою героиню Боровиковский, находясь в русле модных в эпоху сентиментализма увлечений пасторальными мотивами.
Екатерина Николаевна Арсеньева (1778-?) была дочерью заслуженного боевого генерала, сподвижника Суворова. Годом раньше Боровиковский писал портрет ее матери. В год написания портрета Арсеньева – воспитанница Смольного института благородных девиц, была пожалована во фрейлины императрицы Марии Федоровны.
Живая непосредственность и невинное кокетство сообщают восемнадцатилетней «пастушке» привлекательность и обаяние. Ее соломенную шляпку украшают золотые колосья, в руке она держит яблоко. Человеку XVIII столетия, привыкшего к языку аллегорий, не надо было объяснять, что яблоко – атрибут Афродиты – древнегреческой богини любви и красоты. Однако героиня Боровиковского покоряет зрителя не античной красотой, а своей юностью, задором и жизнерадостностью.
Юная пансионерка, какой была в то время Е. Н. Арсеньева, представлена на портрете лукавой, кокетливой пастушкой (на что намекают колосья, украшающие её соломенную шляпку, зелень деревьев на фоне) . Но В. Л. Боровиковский внёс в изображение неожиданный мотив. Яблоко в руке девушки, по понятиям людей того времени, привыкших к аллегориям, - атрибут Афродиты и естественно должно было вызывать воспоминания о мифе, рассказывающем о победе прекраснейшей из богинь, богини любви. Для понимания замысла весьма существенно, что близкий к кружку Н. А. Львова композитор Е. И. Фомин, с которым В. Л. Боровиковский несомненно не раз встречался, создал позже комическую оперу «Золотое яблоко» . А в 1786 году, когда, по-видимому, писался портрет, сам Н. А. Львов сочинил текст оперы «Парисов суд» , где переработал античный сюжет в сниженно-пародийном национальном стиле (Парис был представлен в виде деревенского пастуха, нечаянно уронившего яблоко, которое ловко подхватила Венера) . Не вызывает сомнений, что портрет В. Боровиковского родился в соприкосновении с этими творческими замыслами близких ему художественных деятелей.
Подобно Н. А. Львову, В. Л. Боровиковский ввёл классический мотив как шутливую, свободно истолкованную аллегорию. Он изобразил свою «Афродиту» обаятельной, но с типично русскими, нисколько не идеализированными чертами девушкой, широколицей и курносой, у которой притаился в глазах еле сдерживаемый смех. Эта весёлость и своенравие воплощены и в задорном движении головы, и в ямочках на щеках, и в насмешливой улыбке глаз и губ. Всё в этом портрете В. Л. Боровиковского-и динамическое движение фигуры, и выразительность неправильного по своим чертам лица, и тонкая, искрящаяся тёплыми оттенками живопись, -способствует выявлению реального характера модели, создаёт неповторимо привлекательный образ юного жизнерадостного существа.
о художнике
о портрете
еще