Лена Федулова
Лена Федулова

Чем живопись суми-э отличается от гохуа?

Лянард Исламов
Лянард Исламов

Искусство живописи СУМИ-Э возникло в Китае во времена династии Сун. В Японию оно пришло в середине XIV века. Слово суми-э является соединением двух японских слов: "тушь" (суми) и "живопись" (э) . Суми -твердая форма древесного угля или производимая из сажи китайская тушь, которая растирается в тушечнице, разбавляется водой и наносится кистью на бумагу или шелк. Таким образом, суми-э - это вид монохромной живописи, похожей на акварель.


Отличительной чертой живописи суми-э является присутствие в ней только черного цвета и широкой гаммы серых цветов черной туши, растворенной в воде. Живопись суми-э монохромна, однако, Суми-э иногда допускает использование других цветов, но исключительно в качестве дополнительных – тонких и прозрачных – мазков, которые всегда остаются подчиненными основной линии, исполненной тушью.



"...Художники Японии говорят: чтобы нарисовать сосну, нужно уподобиться сосне; чтобы нарисовать ручей, нужно уподобиться ручью. Это не значит, что человек становится сосной, это значит, что он начинает чувствовать сосну. Когда слияние с объектом достигнуто, кисть будет носиться сама собой (недаром художники называют ее «живой» , «танцующей» кистью) . Сумиэ – рисунок тушью, который исполняется на тонкой рисовой бумаге «прямо так» , без всякой предварительной подготовки. Художник не стремится к реализму. Смысл сумиэ – заставить дух изображаемого предмета двигаться по бумаге. Каждый мазок кисти должен пульсировать в такт живому сушеству. . Набросок сумиэ беден, беден по форме, беден по содержанию, беден по исполнению, беден по материалу, и все же в нём чувствуется в нем присутствие некоего движущегося духа, который таинственным образом парит вокруг штрихов, точек и разного рода теней, сообщает им ритм живого дыхания.
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

Искусство китайской национальной живописи ГО ХУА имеет свои давние традиции. Произведения «го хуа» создавались на шелке или бумаге и оформлялись в виде горизонтального или вертикального свитка. Работал художник тушью, при этом компоновал лист без предварительного наброска. Главным среди многочисленных профессиональных требований являлось "умение владеть кистью”.
Жанры живописи го хуа
1. пейзаж - "шань-шуй" (горы - воды) . Эти работы монохромны, экспрессивны, художник использует здесь приемы рассеянной перспективы. Пейзаж наполнен глубоким философским смыслом.
2. "хуа-няо" (птицы - цветы) . В нем нашло свое отражение поэтически образное толкование природы, а также воплощение философско-поэтической идеи "великого в малом".
3. "цветы-птицы" подразумевает более широкое включение изображаемых объектов: насекомых, рыб, лягушек, креветок и даже мелких бытовых предметов. Художникам, работающим в этом жанре, присуща мягкая ирония и очень добрый взгляд на мир.
Два основных стиля китайской живописи - это «гун би» (прилежная кисть) и «се и» (выражение идеи) . Художник, работающий в "гун би", кончиком кисти прорисовывает каждую деталь, создает ровный четкий контур, краски накладывает плотно, при этом использует все колористическое богатство китайской палитры. В рамках стиля "се и" художник оперирует свободной экспрессивной линией, небрежными, расплывающимися пятнами, но за кажущейся небрежностью ощущается выверенность каждого элемента, соответствующего принципу "идея рождается раньше кисти".


Еще одной глубокой традицией китайской живописи является нерасторжимость изображения и каллиграфического текста. Надпись усиливает идейный смысл картины, уточняет ее содержание.

см. ЗДЕСЬ

Похожие вопросы
из чего делается грунтовка под масленную живопись
Какая бывает научная живопись?
Живопись России 19 века. Художники. Что вы думаете про живопись и художников этого века?
чем отличается живопись от декоративного рисования?
Фламандская живопись
как выровнять доску под живопись?
живопись, что исправить?
Какая была живопись до эпохи возрождения?
Как оценивается живопись?
вы хорошо знаете Российскую живопись?