Платье! )
Имя этого живописца неразрывно связано с историей испанского портрета.
Парадный портрет Испании следовал строгим правилам придворного этикета, сословным нормам поведения. Заказчик хотел видеть себя воплощением важности, величия, чести и отличающего облик испанского аристократа «сосиего» , то есть сдержанности, ледяной невозмутимости. Именно этим требованиям отвечали портреты Алонсо Санчеса Коэльо. Представленные во весь рост или поколенно статичные фигуры в канонических позах, с однообразными жестами и аксессуарами, облачены в великолепные одежды с тщательно выписанными драгоценными деталями и изолированы от зрителя как бы невидимой преградой.
Инфанты Изабелла Клара Эухения и Каталина Микаэла
Особенно удавались Санчесу Коэльо женские и детские портреты, в которых ощущается человеческая теплота. Детские портреты — первые в истории испанской живописи — созданы в традиции того же взрослого канона. Маленькие девочки — принцессы Изабелла Клара Эухения и Каталина Микаэла (Ок. 1575, Мадрид, Прадо) застыли в заученных позах, в твердых, как панцири, парадных туалетах. Букет цветов, веночек в руках подчеркивает их нежный возраст. Они кажутся одинаковыми и словно кукольными фигурками. Но стоит вглядеться в их лица, чтобы убедиться, с какой непосредственной прямотой, без малейшего оттенка трогательной миловидности и приукрашивания художник запечатлел их заурядные, еще не вполне сложившиеся, отнюдь не идеальные черты. Такого рода изображение царственных детей стало неким правилом для испанской живописи.
Портрет инфанты Изабеллы Клары Эухении. 1579
К числу лучших произведений Алонсо Санчеса Коэльо принадлежит поколенный портрет тринадцатилетней принцессы Изабеллы Клары Эухении (Мадрид, Прадо) . Хрупкий подросток, любимица отца, в изысканном парадном туалете стоит в изящной традиционной позе. Белое шелковое, затканное золотом платье с высоким гофрированным воротником из серебристых кружев как бы определяет тон светлой бледно-золотистой гаммы портрета. Фон с градациями цвета и едва намеченным очертанием окна создает впечатление пространственной воздушной глубины. Завитые волосы девочки подобраны кверху и скрыты под богатым головным убором. Ожерелье и пояс из золота, ряды пуговиц украшены жемчугом и сапфирами. Глубокий и внимательный взгляд принцессы устремлен на зрителя. В портрете угадывается сильный характер и ум будущей правительницы Нидерландов. Стоит представить себе, что по прошествии десятилетий ко двору испанской наместницы станут стекаться лучшие творческие силы Фландрии, среди них великие живописцы Рубенс и Ван Дейк.
«Портрет инфанты Исабель Клары Эухении с карлицей Магдаленой Руис» . Ок. 1585. Мадрид, Прадо.
Ее драгоценности имеют важное символическое значение. Они принадлежали ее матери, Извбелле де Валуа и ее мачехе Анне Австрийской. Камея с изображением отца, что она держит в правой руке говорит о династической преемственности. Коралловое ожерелье и пара обезьян напоминают о поездке инфанты в Португалию вместе с отцом Филиппом II.
Портрет Изабеллы Клары Евгении в монашеском одеянии. Рубенс, 1625
После смерти мужа Изабелла больше не надевала мирские платья и украшения, а носила вплоть до своей смерти монашеское одеяние францисканского ордена Клариссы.
О художнике и портретах