Ф. Сологуб следует традиции изображения «маленького человека» , представляя жизнь третьего сословия. Использование приемов фантастического изображения задано темой превращения.
Не сатирическое, а ироническое осмысление проблемы социального неравенства и духовной бедности человека лежит проблема.
Пародийное изображение «маленького человека» . Сологуб в ироническом ключе представляет историю отношения русской классической литературы к определенному социальному типу. Положение «несчастного» чиновника представлено в комической форме. Но если в повести Гоголя именно молодой человек только и мог пожалеть Акакия Акакиевича, то в произведении Сологуба, напротив, «на службе, в департаменте, сначала косились, смеялись. Особенно молодежь… Потом стали ворчать. Выговаривать» . «Город - лабиринт» отражает тему «униженных и оскорбленных» Достоевского, но у Сологуба она лишена пафоса сострадания. Мрачный Петербург не противостоит миру героя, он играет роль лишь фантастической декорации, представляющей встречу Саранина с армянином. Чеховское «перенесение акцентов со среды на человека» в разработке образа «маленького человека» проявляется лишь в парадоксальных сюжетных ситуациях и мотивах, например, в изображении социально неравного брака (он – служащий, она - купчиха) и в «футлярной жизни» , доведенного до абсурда.