OH
Oygoy Hgo

Где можно найти работу Григорьева "О национальном значении творчества островского"

Андрей Сергеев
Андрей Сергеев

Значение творчества Островского для идейного и эстетического развития русского общества очень велико. Драматург почти не ставил в своем творчестве политических и философских проблем, не изображал дворянскую и буржуазно-разночинную интеллигенцию в ее идейных исканиях, как это делали Герцен, Тургенев а отчасти и Гончаров. В своих пьесах он показывал повседневную социально-бытовую жизнь рядовых представителей купечества, чиновничества, дворянства, жизнь, где в личных, в частности любовных, конфликтах проявлялись столкновения семейных, денежных, имущественных интересов.
Но идейно-художественное осознание этих сторон русской жизни имело у Островского глубокий национально-исторический смысл. Через бытовые отношения тех людей, которые были господами и хозяевами жизни, выявлялось их общее социальное состояние. Подобно тому как, по меткому замечанию Чернышевского, трусливое поведение молодого либерала, героя тургеневской повести «Ася» , на свидании с девушкой было «симптомом болезни» всего дворянского либерализма, его политической слабости, так и бытовое самодурство и хищничество купцов, чиновников, дворян выступало симптомом более страшной болезни — их полной неспособности хоть в какой-либо мере придать своей деятельности общенационально-прогрессивное значение.
Это было вполне естественно и закономерно в предреформенный период. Тогда самодурство, чванство, хищничество Большовых, Вышневских, Уланбековых было проявлением «темного царства» крепостничества, уже обреченного на слом. И Добролюбов правильно указывал, что, хотя комедия Островского «не может дать ключа к объяснению многих горьких явлений, в ней изображаемых» , тем не менее «она легко может наводить на многие аналогические соображения, относящиеся к тому быту, которого прямо не касается» . И критик объяснял это тем, что «типы» самодуров, выведенные Островским, «нередко заключают в себе не только исключительно купеческие или чиновничьи, но и общенародные (т. е. общенациональные. — Г. П. ) черты» (1). Иначе говоря, пьесы Островского 1840—1860 гг. косвенно разоблачали все «темные царства» самодержавно-крепостнического строя.
В пореформенные десятилетия положение изменилось. Тогда «все переворотилось» и стал постепенно «укладываться» новый, буржуазный строй русской жизни. И огромное, общенациональное значение имел вопрос о том, как именно «укладывался» этот новый строй, в какой мере новый господствующий класс, русская буржуазия, мог принять участие в борьбе за уничтожение пережитков «темного царства» крепостничества и всего самодержавно-помещичьего строя.
Почти двадцать новых пьес Островского на современные темы давали ясный отрицательный ответ на этот роковой вопрос. Драматург по-прежнему изображал мир частных социально-бытовых, семейно-имущественных отношений. Ему самому не все было ясно в общих тенденциях их развития, и его «лира» иногда издавала в этом отношении не совсем «верные звуки» . Но в целом пьесы Островского заключали определенную объективную направленность. Они разоблачали и пережитки старого «темного царства» деспотизма, и вновь возникающее «темное царство» буржуазного хищничества, денежного ажиотажа, гибели всех нравственных ценностей в атмосфере всеобщей купли-продажи. Они показывали, что русские дельцы и промышленники не способны возвыситься до осознания интересов общенационального развития. Пьесы Островского, помимо замыслов и намерений их автора, объективно намечали определенную перспективу национального развития — перспективу неизбежного уничтожения всех пережитков старого «темного царства» самодержавно-крепостнического деспотизма не только без участия буржуазии, не только через ее голову, но вместе с уничтожением ее собственного хищнического «темного царства» .
Действительность, изображаемая в бытовых пьесах Островского, являлась формой жизни, лишенной общенационально-прогрессивного содержания, и поэтому легко обнаруживала внутреннюю комическую противоречивость. Ее раскрытию и посвятил Островский свой выдающийся драматургический талант.

Похожие вопросы
Национальность имеет для вас значение?
Этапы творчества А. Н. Островского. Коротко и ясно.
Факты из биографии Островского, которые повлияли на его творчество. помогите найти
Основные темы в творчестве А. Н. Островского?
Для вас имеет значение национальность работодателя?
Помогите найти значение имени ФАГАН или сайт. .
какой вы национальности? имеет ли для вас значение национальность человека?
Н. А. Островский. Жизнь и творчество. Характеристика персонажей в пьесе "Гроза"
СРОЧНО!! ! нужен реферат "Снегурочка" (Островского) и устное народное творчество
Какая работа или творчество подойдёт этому парню? Фото свежее.