Инициатором основания испанской инквизиции был Алонсо д’Эспина, францисканский монах, по-видимому, еврейского происхождения, сочинение которого «Крепость веры против евреев» (1458/9) призывало к изгнанию из Испании евреев и мавров.
На сколько знаю вроде всё пошло из Ватикана, но самыми праведными служителями инквизиции являлись Испанцы, а так почти вся западная европа, кроме стран отлучённых от католической церкви.
Особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция» был создан в 1215 году папой Иннокентием III
Термин был широко распространён в правовой сфере ещё до возникновения средневековых церковных учреждений с таким названием и означал выяснение обстоятельств дела, расследование, обычно путём допросов, часто с применением пыток. Со временем под инквизицией стали понимать духовные суды над антихристианскими ересями.
Первый церковный труд по истории инквизиции написал сицилийский инквизитор Луис Парамо, опубликовавший книгу «О происхождении и развитии святой инквизиции» (Мадрид, 1598), где доказывал, что первым инквизитором был Господь Бог, покаравший Адама и Еву. Первым инквизитором Нового Завета, по мнению Парамо, был Иисус Христос, а Христа сменили апостолы Пётр и Павел. Далее он утверждал, что современные ему инквизиторы являются прямыми продолжателями инквизиторского дела апостолов.
Современные традиционные историки связывают начало деятельности инквизиции, как насильственных действий по внедрению как–то понятых христианских догматов, с правлением фантомного «святого» римского императора Феодосия I, Великого (якобы, 379–395) и его борьбой против еретиков и манихеев. Согласно династическим параллелизмам НХ, он — отражение другого фантома, императора Священной Римской империи Лотаря II (якобы, 1075–1137). Исторические оригиналы этих деятелей принадлежали второй половине XV века.