Мухина вынесла из мастерской Бурделя критическое отношение к импрессионизму в скульптуре, который в погоне за передачей поверхности, эффектов освещения игнорировал конструкцию и разрушал форму. Мухина стремится к крепко построенной, полной форме ; однако формалистические искания Парижа оставляют свои следы; они сказываются в попытках геометризации формы, в известном схематизме, присущем ранним работам Мухиной (портрет сестры,
«Пиета») .
Пламя революции.
Эскиз памятника Я. М. Свердлову.
1922-1923
Но, с другой стороны, уже в этих первых работах проявляется влечение Мухиной к большой монументальной форме.
Проект памятника И. М. Загорскому. 1921 г.
Монументализм Мухиной - не плод какого-либо головного увлечения, не крик моды; он - естественное выражение основных свойств ее дарования.
К соцреализму она пришла через экспрессию, буйство красок.
Не так трудно увидеть и работу с формой, и авангардизм в уже зрелой, всем более или менее знакомой Мухиной.
В. И. Мухина. Отдыхающий шахтер