Дмитрий Каракозиди
Дмитрий Каракозиди

Ответ....Η άρμονία – И армония – ГАРМОНИЯ. Симметричное расположение (сначала в архитектуре), а затем и в других сферах человеческого бытия. Стройность, музыкальная гармония, созвучие и т. д.

514
38
0
Ответы
АЕ
Александр Ермаченков

Гармония

[править исходный текст] Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: навигация, поиск

У этого термина существуют и другие значения, см. Гармония (значения).

Гармо́ния (др.-греч. ἁρμονία — связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность) — комплекс понятий теории музыки. Гармоничной называется (в том числе и в обиходной речи) приятная для слуха и постигаемая разумом слаженность звуков (музыкально-эстетическое понятие). В научной перспективе это представление приводит к композиционно-техническому понятию гармонии как объединения звуков в созвучия и их закономерного последования. Гармония как научная и учебно-практическая дисциплина изучает звуковысотную организацию музыки.

Содержание [убрать]
1 Понятие и сущность гармонии
2 Объекты и категории гармонии
3 Становление, развитие и история гармонии 3.1 Начальная история гармонии
3.2 Гармония в Средние века и в эпоху Возрождения
3.3 Гармония Нового Времени
3.4 Гармония в русской музыке
3.5 Гармония XX—XXI веков

4 Развитие музыкально-научного понятия гармонии
5 Некоторые выдающиеся труды о гармонии
6 Примечания
7 Литература
8 Ссылки

Понятие и сущность гармонии[править исходный текст]

Понятие гармонии применяется для характеристики логически организованной звуковысотной системы: типа лада (модальная гармония, тональная гармония), музыкального стиля (например, «гармония барокко»), индивидуально специфического воплощения звуковысотности («гармония Прокофьева»), характерной аккордики (гармония как синоним слов «аккорд», «созвучие»[1]).

Понятие гармонии, однако, не следует смешивать с понятиями «сопровождение», гомофония (например, в выражении «мелодия и гармония» вместо «мелодия и аккомпанемент» или вместо «мелодия и аккордика»; «полифония и гармония» вместо «полифония и гомофония»).

Сущность музыкальной гармонии — проекция общеэстетического понятия гармонии на область звуковых явлений, объединяющая наиболее специфические для музыкального искусства художественные элементы и отношения: созвучия, ладовые функции и т. д. (тогда как, например, метр и ритм свойственны также поэзии). Осознание благозвучности гармонически упорядоченных отношений звуков явилось величайшим завоеванием художественного мышления.

При этом восприятие того или иного аккорда как «гармонии» (то есть созвучия) или как набора несвязанных звуков зависит от музыкального опыта слушателя и его эстетических предпочтений. Так, неподготовленному слушателю гармония музыки XX — XXI веков (особенно в произведениях композиторов-авангардистов) может показаться хаотичным набором звуков, «какофонией».

Объекты и категории гармонии[править исходный текст]

Первичный объект гармонии — музыкальные интервалы, художественное освоение которых составляет основной стержень исторического развития музыкального искусства. «Согласное» звучание звуков даёт первую категорию гармонии — консонанс, противопоставляемый диссонансу. Другой важнейшей категорией гармонии является звукоряд определённого интервального рода в пределах звуковой системы — «материальной основы» всякой музыки. Форма, в которой воплощаются (реализуются, разворачиваются во времени и высотном «пространстве») звукоряд и сонансы, определяет центральную категорию гармонии — лад.

Отношения между звуками (частотами звуковых колебаний) различных созвучий отвечают ряду числовых отношений, представляющих интервалы:
1:1 и 1:2 (унисон и октава),
2:3 и 3:4 (квинта и кварта),
4:5 и 5:6 (терции) и т. д.

Эти интервалы реализуются в последовании (во времени) и в одновременности (образуя созвучия — аккорды и конкорды). Соответственно в музыкальной гармонии обособляются одноголосные и многоголосные звуковысотные системы. В русском музыкознании термин «гармония» традиционно относят лишь к многоголосию (прежде всего, к многоголосной музыке Нового времени), а одноголосные звуковысотные системы объявляют «ладовыми». Это различение условно, поскольку лад может быть и одноголосным и многоголосным, а равно и гармония (например, мажорно-минорная тональная) может проявить себя в одноголосии.

Становление, развитие и история гармонии[править исходный текст]

Становление многоголосной гармонии (IX—XI века) — важнейший этап эволюции музыкального мышления. Связанность всех звуков отношением к тону-устою выражается категорией лада, а дифференциация их значений — системой ладовых функций. Первичная форма многоголосия — бурдон — представляет собой гармонию в рамках монодического принципа музыкального мышления. В условиях развитого многоголосия гармония становится системой созвучий, важнейшие из неустоев монодии — неаккордовыми звуками. Многоголосная гармония в процессе развития включает как эстетически оптимальные и поэтому самостоятельные всё более сложные созвучия — от кварто-квинтовых до большесептово-тритоновых и полигармонических (в XX—XXI веках).

Одновременно с эволюцией гармонии внутренне реорганизуется ладовая система (также и звуковая система музыки) как совокупность и средоточие музыкально-смысловых значений тонов и созвучий; одним из вершинных достижений этого процесса стала классическая тональность с её тональными гармоническими функциями (тоникой, субдоминантой и доминантой).

Гармоническая (ладовая) структура в европейской музыке является одним из основополагающих средств формообразования.

Начальная история гармонии[править исходный текст]

Начальная история гармонии в музыке — развёртывание свойств консонанса—диссонанса и форм лада в монодико-ладовых системах (Древнего Китая, Индии, стран Ближнего Востока, Древней Греции и Рима и др. культур). Предформы гармонии (сонорно окрашенная гетерофония и др.) закрепляют в слуховом восприятии человека сам феномен вертикального созвучия, которое, однако, ещё не становится осознанным фактором музыкального мышления.

Гармония в Средние века и в эпоху Возрождения[править исходный текст]

В ранних формах многоголосия (органум IX—XI вв.) выдвигается новый элемент музыки — автономное созвучие; роль сонантных опор в Средневековье (например, в многоголосной музыке школы Нотр-Дам) и во времена раннего Возрождения (например, в музыке периода Арс нова) выполняют квинта и квинтоктава. С XIII века гармония обогащается терцовыми созвучиями, трактуемыми, как правило, как несовершенные (и требующие разрешения) диссонансы; позже, в эпоху Возрождения (XV-XVI века) терцовые созвучия начали употребляться свободно и, наконец, стали господствующими.

До начала XVII века господствовала модальность (старомодальная гармония). Церковная музыка (одноголосие и многоголосие) основана на восьми (с середины XVI века — двенадцати) церковных тонах с добавлением внутриладового хроматизма. Светскую музыку эпохи Возрождения зачастую также объясняют через церковные тоны, к которым, однако, она полностью не сводима (напр., категориями церковных тонов невозможно объяснить гармонию Вичентино и позднего Джезуальдо). Образец модальной гармонии эпохи Ренессанса — шансон Лассо «Се faux amour d’are» (G-миксолидийский).

Гармония Нового Времени[править исходный текст]

Гармония Нового времени (XVII—XIX вв.) основана на тональности как системе музыкального мышления особого типа, окончательно оформившейся в русле идей эпохи Просвещения и характеризующейся функциональной централизованностью, строгой рациональной выверенностью и иерархией, разветвлённостью, динамизмом тональных функций, оптимальным единообразием всех структур — от строения и расположения аккордов до монументальных тональных планов в крупных формах. Хотя еще у И. С. Баха заметны следы старинной модальности (фригийский лад во 2-й части 1-го Бранденбургского концерта), в эпоху барокко уже утверждаются мажор и минор как два господствующих лада. Господствующими они являются и в наше время (особенно в массовой культуре), несмотря на чрезвычайное усложнение гармонии в XX веке и появление атональной музыки.

Гармония в русской музыке[править исходный текст]

Предысторию гармонии в русской музыке составляют ладовые системы древних церковных распевов. С XVII века известны многоголосные записи «троестрочного пения». С XVII века в русской музыке утверждается тональная система гармонии (партесное пение), типологически родственная западноевропейской. Если в русской гармонии XVIII века (М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский) национальный характер был несколько нивелирован, то в XIX веке выступает мощная тенденция к национальному своеобразию гармонии (М. И. Глинка, М. П. Мусоргский и др.). В целом использующая общеевропейскую гармоническую систему, гармония русской музыки имеет характерные черты. Среди них — широкое использование плагальности (оборотов с субдоминантой), частое применение гармоний побочных ступеней, тенденция к свободе гармонической структуры. Эти и другие свойства русской гармонии в сочетании с оригинальной мелодикой и ритмикой во многом обусловливают своеобразный облик русской музыкальной культуры. Русская музыка в поисках нового в гармонии XX века характерна разнообразием гармонических стилей, сосредоточенных в сочинениях отдельных композиторов. Таковыми стали, например, гармонические стили, созданные Скрябиным, Рахманиновым, Стравинским, Прокофьевым, Шостаковичем и др.

Гармония XX—XXI веков[править исходный текст]

Общие законы гармонии XX—XXI веков:
свобода в применении диссонанса и связанная с ней новая аккордика (гармоническая вертикаль; например, «Весна священная» Стравинского);
автономность хроматики, то есть 12-ступенность тональной гармонии (заключительный каданс «Ромео и Джульетты» Прокофьева);
свободная 12-тоновость (Багатели, ор. 9 Веберна);
множественность гармонико-функциональных систем; диатоническая модальная гармония («Курские песни» Свиридова);
хроматическая тональность (2-й виолончельный концерт Шостаковича);
полимодальность (пьеса «Неосязаемые звуки грёз» Мессиана);
техника центрального созвучия (4-я картина 3-го действия «Воццека» Берга);
серийная гармония (Вариации для фортепиано, ор. 27 Веберна);
сонорная гармония разных типов и гармония микрохроматики («Группы» для 3 оркестров Штокхаузена; «Pianissimo» Шнитке; «Звоны» Щедрина; фортепианное трио Э. В.Денисова) и т. д.

Развитие музыкально-научного понятия гармонии[править исходный текст]

Философско-эстетическое понятие гармонии разрабатывалось с глубокой древности. У греков оно нашло отражение в мифах о космосе и хаосе, о гармонии сфер. В V—IV вв. до н. э. отмечаются и первые свидетельства применения слова «гармония» в специальном музыкально-теоретическом смысле. У Филолая и Платона «гармонией» называется октавный звукоряд (разновидности интервальной структуры консонансов получили в гармонике название «видов»), который мыслился как сцепление кварты и квинты. У Аристоксена и (позднее) Боэция «гармонией» также назван один из трёх — энармонический — родов мелоса.

Античные учебники гармоники (Клеонид, Бакхий, Гауденций, Боэций) и музыкально-теоретические исследования гармонии (наиболее значительны труды греков Аристоксена, Птолемея, Аристида Квинтилиана) содержали в обязательном порядке изложение и толкование вопросов гармонии: учение о музыкальном (высотно определённом) звуке, об интервалах (в пифагорейской традиции — обязательно в «математическом» ключе), об интервально-звуковой (в том числе о Полной двухоктавной) системе с присущими ей звукорядными («модальными») функциями, о ладовых звукорядах («тонах», «ладах»), о метаболе и др.

Впоследствии понятие гармонии сохраняло свою смысловую основу («логос»), однако конкретные представления о гармонии как звуковысотной слаженности диктовались актуальными для данной исторической эпохи музыки оценочными критериями. По мере развития многоголосной музыки гармония разделилась на «простую» (одноголосную) и «составную» (многоголосную; в трактате английского теоретика Уолтера Одингтона «Сумма теории музыки», нач. XIV века). Дж. Царлино дал спекулятивно-математическое обоснование (которое сам считал «природным») большого и малого трезвучий (которые по традиции описывал как конкорды); поделил все лады (одноголосные) на большетерцовые и малотерцовые. Ему же принадлежит знаменитая характеристика (ныне оценивающаяся как чрезмерно упрощённая) мажорного трезвучия как «веселого» (harmonia allegra), а минорного как «грустного» (harmonia mesta). М. Мерсенн определил роль баса как фундамента гармонии, описал явление обертонов в составе музыкального звука. Иоганн Липпий впервые трактовал оба трезвучия как аккорды, описав «гармоническую триаду» (trias harmonica) как «истинный и триединый звучащий корень самой совершенной и полнейшей гармонии»; также впервые засвидетельствовал обращения аккордов.

Некоторые выдающиеся труды о гармонии[править исходный текст]

Жан-Филипп Рамо (1722, 1726) разработал науку о гармонии как системе аккордов (теория аккорда, фундаментального баса <basse fondamentale>, обращений, тональной связи, тональной каденции; образование тонального круга, система «тройной пропорции» S-T-D). Во многом его трактат определил тенденции тональной гармонии, основанной на терцовых созвучиях.

Франсуа-Жозеф Фетис (1844, ред. 1867) ввёл в общемировое употребление понятие тональности (в его учении термин «тональность» охватывал и старинные модальные лады и мажорно-минорную тональность), которую рассмотрел впервые в исторической перспективе — от григорианского хорала до «омнитональности» романтиков — Берлиоза и Вагнера.

Гуго Риман (1893) обосновал функциональную теорию классической гармонии, дал глубокий анализ модуляции и других специфических явлений тональной гармонии.

Генрих Шенкер (1906) выдвинул теорию структурных уровней гармонической ткани в тональной музыке.

Б. Л. Яворский (1908), С. В. Протопопов (1930) осуществили научное описание ряда ладов, помимо мажора и минора.

Ю. Н. Тюлин (1937) выдвинул теорию переменности тональных функций.

Пауль Хиндемит (1937) разработал эволюционное учение о гармонии, положив в его основу «природные основания», в том числе и главным образом, физико-акустическое понятие основного тона (Grundton) интервала, аккорда, любого созвучия.

Карл Дальхауз (1968) исследовал формирование классической мажорно-минорной тональности, «гармонической тональности» (harmonische Tonalität), продемонстрировал её становление на образцах многоголосной музыки Средних веков, особенно же Ренессанса и барокко.

Ю. Н. Холопов (1988) разработал всеобщую теорию гармонии, в основу которой положил представление о двух принципах лада, модальности (главенствует опора на звукоряд, тяготение может и отсутствовать) и тональности (обязательно присутствие центра и соотнесенной с ним периферии, признак звукоряда может быть выражен слабо), некоррелятивных друг другу.

Примечания[править исходный текст]

1.↑ Например, «рахманиновская гармония» (имеется в виду вводный септаккорд с квартой), «Тристан-аккорд», Прометеев аккорд, «прокофьевская доминанта» и т.п.

Литература[править исходный текст]
Zarlino G. Le istitutioni harmoniche, Venetia, 1558; факсимильное издание: New York, [1965].
Mersenne M. Harmonie universelle, P., 1636—37; факс. изд.: Paris, 1963.
Rameau J. Ph. Traile de l’harmonie <…>, P., 1722; факс. изд.: Νew Υork, [1965].
Rameau J. Ph. Nouveau Systeme de musique théorique. Paris, [1726].
Риман Г. Упрощенная гармония…, пер. с нем. М.— Лейпциг, 1901.
Fétis F. J. Traité complet de la théorie et de la pratique de l’harmonie. P., 1903.
Gevaert F. Α. Traité d’harmonie théorique et pratique, v. 1—2. Paris—Bruxelles, 1905—07.
Schenker H. Neue musikalische Theorien und Phantasien, Teil 1 — Harmonielehre. Stuttgart, 1906.
Яворский Б. Л. Строение музыкальной речи, ч. 1—3. М., 1908.
Катуар Г. Л. Теоретический курс гармонии, ч. 1—2. М., 1924—25.
Протопопов С. В. Элементы строения музыкальной речи, ч. 1—2. М., 1930.
Hindemith P. Unterweisung im Tonsatz, Bd. 1. Mainz, 1937.
Ван дер Варден Б.Л. Пифагорейское учение о гармонии // Пробуждающаяся наука. Математика древнего Египта, Вавилона и Греции. М., 1959 (репринт: М., 2006), сс. 393-434.
Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. М., 1966.
Dahlhaus C. Untersuchungen über die Entstehung der harmonischen Tonalität. Kassel — Basel, 1968.
Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. М., 1969.
Холопов Ю. Н.. Очерки современной гармонии. М., 1974.
Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера, [пер. с нем.]. М., 1975.
La Motte D. de. Harmonielehre. Kassel [u.a.O.], 1978.
Этингeр Μ. Α. Раннеклассическая гармония. М., 1979.
Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. — М.: Музыка, 1988. (Переиздание: СПб.: Издательство «Лань», 2003. — ISBN 5-8114-0516-2.).
Холопов Ю. Н. Гармония. Практический курс. Части 1, 2. М., 2003, 2005.
Холопов Ю. Н. Музыкально-теоретическая система Хайнриха Шенкера. М., 2006.

Wikiquote-logo.svg
В Викицитатнике есть страница по теме
Гармония
Ссылки[править исходный текст]
Оголевец А. С. Основы гармонического языка. М. — Л., 1941. Фрагменты.
Шульгин Д. И. Теоретические основы современной гармонии. М., 1994.; Современная гармония. Книга I. М., 2010.
Низяев Д. Гармония (учебник on-line)

0
0
НЕ
Надежда Ершова

Ну почему же только симметричное? Многое не симметрично,но гармонично

6
0
НЕ
Надежда Ершова

В подтверждение - у церкви Сант Андреа делла Валле в Риме только один ангел полдерживает верхний ярус.

1
Дмитрий Каракозиди
Дмитрий Каракозиди

А в соборе Санта Мария дель Фьеоре во Флоренции....гармонично (симметрично) сложенные камни, поддерживают самый тяжелыЙ в мире купол каменной кладки, без всяких опор.

1
НЕ
Надежда Ершова

Согласна, красота. Но там применен барабанный метод сооружения купола, грубо говоря, сегментами. Но это не отменяет его гармоничности. Когда я приезжаю во Флоренцию, то обязательно прихожу к собору...

1
Дмитрий Каракозиди
Дмитрий Каракозиди

Ты умница и прелесть.

1
AD
A. D.

скопипастил сразу ответ, чтоб над вопросом не мучиться?

2
0
Дмитрий Каракозиди
Дмитрий Каракозиди

Обычно я получаю первые три правильных ответа, а потом снимаю и отвечаю всем. Так интересно.

1
AD
A. D.

на этом сайте интересно первые 30 минут.

1
Руслан Ордабаев
Руслан Ордабаев

И.........................................?Кому ответили?Какому придурку?

1
0
Дмитрий Каракозиди
Дмитрий Каракозиди

Видно вопрос тебе не пришел.

1
В-
Ван - Пелт

и в естественных условиях она почти не возникает

1
0
Дмитрий Каракозиди
Дмитрий Каракозиди

В природе тоже встречается.

1
Яков Бисеров
Яков Бисеров

Гармония,это такой музыкальный инструмент.

4
0
Дмитрий Каракозиди
Дмитрий Каракозиди

Гармонь. Говорят тоже от этого слова.....

1
Яков Бисеров
Яков Бисеров

Не гармонь,а гармония !!!

1
Дмитрий Каракозиди
Дмитрий Каракозиди

От слова ГАРМОНИЯ..

1
Яков Бисеров
Яков Бисеров

Вот я и говорю,что Гармония,в Вашем понимании, и произошла о Гармонии,в моём понимании.

1
Лена
Лена

Вам что вопрос сформулировать на ваш ответ?

2
0
Дмитрий Каракозиди
Дмитрий Каракозиди

Спасибо. Это ответ на вопрос, которы очевидно вам не дошел.

1
Лена
Лена

Хахаха

1
АБ
Айжан Бекишева

Да это самая главная составляющая Счастья.

2
0
Хочу В Париж
Хочу В Париж

Спасибо,очень познавательная информация)

1
0
Ольга Моисеева
Ольга Моисеева

Сам спросил - сам ответил. Чёткий пацан.

5
0
Дмитрий Каракозиди
Дмитрий Каракозиди

Подумаешь, я и цациви, и плов готовить могу.

1
Ольга Моисеева
Ольга Моисеева

И вышивать умеете?

1
Дмитрий Каракозиди
Дмитрий Каракозиди

Енто кот Матроскин.

1
Ольга Моисеева
Ольга Моисеева

Ой, простите, обозналась.

1
Дмитрий Каракозиди
Дмитрий Каракозиди

Бывает.

1
Ка
Калипсо

где моя кнопка "И ЧЁ?" на клавиатуре....

3
0
Ка
Калипсо

вотименнннно!!!!!!!

1
Дмитрий Каракозиди
Дмитрий Каракозиди

Очевидно тебе не дошел вопрос.

1
ЗГ
Зинаида Герасимова

спросил,сам ответил,что надо

0
0
Татьяна
Татьяна

гармония - это прекрасно!

1
0
Дмитрий Каракозиди
Дмитрий Каракозиди

И добавить не чего.

1
Людмила Колпакова
Людмила Колпакова

больше к музыке подходит

0
0
ГЕ
Гульзия Ериманова

человеческие отношения

1
0
Дмитрий Каракозиди
Дмитрий Каракозиди

И это тоже.

1
AK
Aliya Kazbekova

во всем нужна гармония

0
0
Ли
Ли

Как все умно ..спасибо)

1
0
Дмитрий Каракозиди
Дмитрий Каракозиди

А многие говорят, как все просто.

1
Наталья Трубицына
Наталья Трубицына

Спасибо за информацию

1
0
Минсадирова Зоя
Минсадирова Зоя

редко сейчас гармония

0
0
ЛК
Любовь Коноплич

Как-то все закручено

1
0
Дмитрий Каракозиди
Дмитрий Каракозиди

Виноват.

1
Следующая страница
Другие вопросы
НЕ Смотри это видео-на-ютубе, а то не поржошь
Букет, подаренный днем, означает приглашение на ужин .А подаренный вечером о чем говорит ?..
А вы владеете искусством создавать муляжи мандаринов из их кожуры? )
Почему прямо не сказать. что Хрест это Х хромосома женская . зачем выпендриваться?
Что бы стать святым в христианстве, не обязательно быть умным и сильным духом, нужно тупо умереть за веру?
Говорят, думать много -вредно! А если не думать вовсе -будем долго жить ?
Когда не поздно начинать заканчивать? +
Ад и рай. Как мы идем туда? Ад первичнее Рая
Тётька, а вот если я тебе детей красивых наделаю и жить с тобой не буду, можно я тебе вместо того чтоб деньгами
Если разбираться в каждой мелочи досконально, то не успеешь ничего?
помогиьн решить задачу
Нужно ли женщине держать паузу в отношениях с мужчиной после ссоры?
Как человек может привлечь или заслужить ваше внимание?
А вы считаете этот раздел травлей христиан?
в моем доме уже 3 человека выкинулись с балкона пока я здесь живу, и вообще много психов живет... может ли это влиять на