БФ
Борис Флоренцев

Кто такой патриарх Никон?

1988
119
0
Ответы
Юл
Юля

Патриа́рх Ни́кон (мирское имя Ники́та Ми́нин (Минов); 7 мая 1605 — 17 (27) августа 1681 — седьмой московский патриарх, имевший официальный титул Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх (с 25 июля 1652 года по 12 декабря 1666 года), также и титул Великого Государя.Содержание [убрать] 1 До патриаршества2 Патриаршество2.1 Реформаторская деятельность2.2 Строительство2.3 Размолвка с царём2.4 Опала и извержение из священства.3 Смерть и посмертная судьба4 Памятники Никону5 Примечания6 Литература7 СсылкиДо патриаршества[править | править исходный текст]Родился в мордовской крестьянской семье в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода (в настоящее время — Перевозский район Нижегородской области). По другой версии, основанной на сообщении протопопа Аввакума, отец Никона был марийцем, а мать — русской[1]. Мать умерла вскоре после его рождения, отец женился во второй раз. Отношения с мачехой у Никиты не сложились, она часто била его и морила голодом[2]. Обучался грамоте у приходского священника. В 12 лет ушёл в Макарьев Желтоводский монастырь, был в нём послушником до 1624 года. По настоянию родителей вернулся домой, женился и принял сан священника. Служил сначала в соседнем селе Лыскове, а около 1626 года был назначен священником одной из московских церквей, по просьбе московских купцов, узнавших о его начитанности.Видение Елеазаром Анзерским на Никоне змия (миниатюра, XIX век)Смерть детей в 1635 году привела Никиту к окончательному решению оставить мир. Он убедил жену принять монашеский постриг в московском Алексеевском монастыре, дав за неё вклад и оставив денег на содержание[3], а сам в возрасте 30 лет тоже принял постриг с именем Никон в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря[4]. Через какое-то время преподобный Елеазар Анзерский, начальный старец скита, вменил в обязанность Никону совершение литургий и заведование хозяйственной частью скита. В 1639 году, вступив в конфликт с Елеазаром, Никон бежал из скита[5] и был принят в Кожеозерский монастырь. В 1643 году был избран игуменом монастыря.В 1646 году отправился в Москву, где явился, по тогдашнему обычаю новопоставленных игуменов, с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу, произвёл на него хорошее впечатление. Царь велел Никону остаться в Москве, а Патриарху Иосифу — посвятить его в архимандриты Новоспасского монастыря.Став во главе братии Новоспасской обители, Никон вошёл в состав неформального кружка духовных и светских лиц, который профессор Н. Ф. Каптерев называет кружком «ревнителей благочестия». Главные идеологи этой группы — духовник Алексея Михайловича протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев, боярин Ф. М. Ртищев и протопоп Казанского собора Иоанн Неронов — ставили перед собою и своими сподвижниками задачу оживления религиозно-церковной жизни в Московском государстве, улучшения нравственности как населения, так и духовенства, насаждения просвещения. Вводилась забытая в Москве практика церковной проповеди с амвона, «единогласие» в богослужении, большое внимание уделялось исправлению переводов богослужебных книг.Начал ездить к царю во дворец каждую пятницу для бесед и совета не только по духовным делам, но и по государственным.11 марта 1649 был возведён в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого Патриархом Иерусалимским Паисием, бывшим тогда в Москве.Патриаршество[править | править исходный текст]Алексей Михайлович и Никон перед гробницей святителя Филиппа15 апреля 1652, в Великий четверг, умер Патриарх Иосиф. «Ревнители» предложили сан патриарха Стефану Вонифатьеву, но тот отказался, видимо, понимая, кого хотел видеть на патриаршем престоле Алексей Михайлович.В начале июля 1652 года в Москву были доставлены мощи святого митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря — инициатором перенесения мощей в столицу был Новгородский митрополит Никон, который получает предложение царя Алексея Михайловича о замещении патриаршего престола перед гробницею святителя.25 июля 1652 года Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись «послушати его во всѣм, яко начальника и пастыря и отца краснѣйшаго»[6].Реформаторская деятельность[править | править исходный текст]Основная статья: Церковная реформа патриарха НиконаЦерковный Собор 1654 года(Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты) А. Д. Кившенко, 1880 г.Многие годы собиравший греческие и византийские тексты и серьёзно участвовавший в обсуждениях «Кружка ревнителей благочестия» (в который входил также и протопоп Аввакум), Никон считал важным привести русские православные обряды и книги в соответствие с греческими.Перед Великим постом 1653 года Никон предписал совершать крестное зна́мение тремя перстами, что канонически было неверно, ибо двоеперстие в Московской Церкви было закреплено актом Поместного Стоглавого Собора 1551 года. Далее Никон продолжал реформу собирая соборов. Собор 1654 года положил начало делу унификации московских книг по греческим книгам, напечатанным в XVI веке на Западе. Если определения сего Собора были рассмотрены и согласованы на Константинопольском Соборе того же года под председательством Патриарха Паисия, то решение поместного Московского собора 1656 года (на котором всех, крестящихся двумя перстами, объявили еретиками и предали анафеме) наоборот противоречили ему (Константинопольский собор 1654 года прямым текстом писал послание Никону, в котором говорится, что разные поместные церкви вполне могут отличаться обычаями, например, тем какими перстами благословляет (крестит) священник — и эти различия ересью не являются). Неправая анафема собора 1656 года на всех крестящихся двумя перстами, впоследствии отменённая Поместным собором РПЦ 1971 года, и стала главнейшей причиною Раскола XVII века.Укоренённость как в народе, так и среди значительной части священства мнения о «превосходстве» русского благочестия над греческим, а московского — над киевским, которая появилась в Северо-Восточной Руси после подписания греками Флорентийской унии с католиками, падения Константинополя, ополячивания Литвы и покорения Литвою Киева (ср. тезис «Москва — Третий Рим»), а также резкость самих реформаторов привели к расколу Русской Церкви на сторонников Никона («никониан») и его противников старообрядцев, одним из лидеров которых стал Аввакум. Аввакум считал, что древние чины, изложенные в русских книгах, лучше отражают православную веру.Строительство[править | править исходный текст]Валдайский Иверский монастырь, основанный НикономОдним из направлений деятельности патриарха Никона было основание в России монастырей. В 1653 году на острове Валдайского озера были построены первые деревянные строения Иверского монастыря. В 1655 был заложен каменный Успенский собор.В 1656 году Никон добивается у царя разрешение на основание на Кий-острове монастыря, известного сейчас как Онежский Крестный монастырь. Строительством первых сооружений на острове с 1656 по 1659 гг. руководили старцы Нифонт Теребинский и Исаия, а также стольник Василий Парамонович Поскочин — доверенные лица Никона. В том же 1656 году патриархом Никоном был основан Новоиерусалимский монастырь, который замышлялся как подмосковная резиденция патриархов. Монастырь был построен на землях села Воскресенское. По замыслу Никона, он в будущем должен был стать центром православного мира.Размолвка с царём[править | править исходный текст]Новоиерусалимский монастырь, основанный патриархом Никоном в 1656 годуМолодой царь Алексей Михайлович почитал патриарха Никона, доверял его советам в делах государственного управления, а во время войн с Речью Посполитой (1654—1667) и длительного своего отсутствия оставлял патриарха де-факто во главе правительства. Повелением царя к титулу патриарха «Великий Господин» был добавлен царский титул «Великий Государь»[7]. Такое положение вызывало зависть и недовольство как бояр, не желавших терять возможность влиять на царя в своих, подчас корыстных, интересах, так и многих духовных лиц, в частности, бывших членов кружка «ревнителей благочестия».Патриарх Никон выражал крайнее неудовольствие[источник не указан 120 дней] вмешательством светского правительства в церковное управление. Особенный протест вызвало принятие Соборного уложения 1649 года, умалявшего статус духовенства, ставившего Церковь фактически в подчинение государству[8], нарушавшего Симфонию властей — принцип сотрудничества светской и духовной власти, описанный ещё византийским императором Юстинианом I, который поначалу стремились осуществить царь и патриарх. Например, доходы от монастырских вотчин переходили к созданному в рамках Уложения Монастырскому приказу и поступали уже не на нужды Церкви, а в государственную казну; мирские суды стали рассматривать дела, относившиеся к ведению судов церковных.В результате вмешательства светского правительства в церковные дела, постоянных интриг со стороны части бояр и духовенства, имевших влияние на царя и враждебно настроенных к патриарху Никону, произошло охлаждение отношений между царём и патриархом. Никон в качестве безмолвного протеста был вынужден оставить кафедру 10 июля 1658 года: не отказавшись от предстоятельства Русской Православной церкви, он удалился на шесть лет в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который (наряду с Крестным и Иверским монастырями) сам основал в 1656 году и имел в своей личной собственности[9].Опала и извержение из священства.[править | править исходный текст]Суд над патриархом Никоном(С. Д. Милорадович, 1885 год)В 1660 году на созванном в Москве Соборе было постановлено лишить Никона архиерейства и даже священства; однако суд не состоялся, так как дело было решено передать на суд восточных патриархов, по совету никоновского монаха-справщика Епифания Славинецкого и архимандрита Полоцкого Богоявленского монастыря Игнатия Иевлевича. Такое же решение вопроса рекомендовал царю впоследствии и бывший епископ Иерусалимской церкви Паисий Лигарид[10], который не принимал явного участия в Соборе, хотя был приглашён патриархами к тайному совещанию и выступал в роли переводчика для восточных патриархов.Приглашённые ещё в 1662 году патриархи долгое время не находили возможным прибыть в Москву. Наконец, в ноябре 1666 года открылся поместный собор Русской церкви — Большой Московский собор с участием двух патриархов: Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. Оба патриарха на тот момент считались в Константинополе лишёнными кафедр решением Собора в Константинополе (в вину им было вменено долгое отсутствие в своих патриархиях, которое произошло из-за просьбы русского царя Алексея Михайловича посетить Россию и принять участие в Большом Московском соборе) , но в Москве известие о том получили уже после суда над Никоном. Кроме того, позднее, по просьбе русского царя Константинопольский патриарх свои решения о лишении кафедр Александрийского и Антиохийского патриархов отменил.Идеологическая база и документы Соборов 1666—1667 годов, важнейшим предметом рассмотрения которых было окончательное обсуждение неприемлемых для сторонников «старой веры» «никонианских» богослужебных реформ, разрабатывались учёным монахом «латинского» толка Симеоном Полоцким, Паисием Лигаридом и архимандритом Афонского Иверского монастыря Дионисием, проживавшим в Москве с 1655 по 1669 год.12 декабря 1666 года состоялось третье, заключительное по делу Никона, заседание Собора в Благовещенской церкви Чудова монастыря.В грамоте, подписанной всеми архиереями Русской поместной церкви Большого Московского собора, а также иерархами (патриархами, митрополитами, архиепископами, епископами) греческих поместных церквей от 12 декабря, указаны преступления, из-за которых Никон навсегда извержен из патриаршества и священства судом поместного собора Русской церкви:1.Никон досадил (обидел) царя, когда оставил паству и удалился в Воскресенский монастырь, лишь по причине, что царский чиновник ударил слугу патриарха.2.Никон не смирился и не стал каяться, а совершал хиротонии в новом месте, строил новые монастыри, которые назвал «неподобающими словами и суетными именованиями»: Новым Иерусалимом, Голгофою, Вифлеемом, Иорданом, тем самым он ругался божественным и глумился святым, прославляя себя патриархом Нового Иерусалима, похищая разбойнически, и если была бы у него сила, то отнял бы и третью часть царства.3.Анафематствовал патриархов Паисия и Макария, приехавших его судить, назвав их Анною и Каиафою, а царских послов, которые к нему были посланы, чтобы вызвать его на суд, назвал Пилатом и Иродом.4.Никон написал личные письма патриархам, в которых писал про царя Алексея, что царь «латиномудренник, мучитель и обидник, Иеровоам и Озия» и то, что Российская церковь в латинские догматы впала, больше всего обвиняя в этом Паисия Лигарида.5.Никон без соборного рассмотрения сам лично лишил епископа Павла Коломенского сана, свирепея, стащил с Павла мантию, и того «в язвы и наказания предаде тяжчашие», отчего Павел лишился ума и бедный погиб: или был растерзан зверями, или в реку упал и погиб.6.Своего духовного отца Никон два года немилостиво бил и ему наносил язвы, после чего патриархи сами видели духовника Никона «всеконечно расслабленным».[11]За эти преступления Никон был навсегда извержен из священства: не только патриаршего достоинства, но из епископского сана и стал простым монахом. Монах Никон после соборного суда и извержения был сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь; после смерти Алексея Михайловича был переведён под более строгий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь.Смерть и посмертная судьба[править | править исходный текст]Смерть патриарха Никона(гравюра, 1870-е годы)Патриарх Никон на Памятнике «1000-летие России» в Великом НовгородеПосле смерти царя Алексея Михайловича престол перешёл к его сыну Фёдору Алексеевичу, который сочувствовал Никону. В 1681 году тому, уже тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он скончался 17 августа в Николо-Тропинском приходе напротив Ярославля, в устье реки Которосли.Царь Фёдор Алексеевич настоял на отпевании Никона как патриарха, несмотря на протесты патриарха Московского Иоакима, который отказался отпевать и поминать Никона как патриарха.Был погребён в северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) собора Воскресенского Новоиерусалимского монастыря; Фёдор Алексеевич сам со слезами читал над ним Апостол и 17‑ю кафизму и неоднократно целовал его десницу.В 1682 году Фёдор Алексеевич, невзирая на сопротивление патриарха Иоакима и значительные издержки (были посланы значительные денежные средства к восточным патриархам, под предлогом милостыни), исходатайствовал у восточных патриархов разрешительные грамоты. В них повелевалось причислить Никона к лику патриархов и поминать в таком звании открыто. Патриарх Иоаким отказался отпевать и поминать Никона как патриарха на основании того, что решение поместного собора Русской церкви — Большого Московского собора и соборного суда, бывшего на этом поместном соборе, извергшего Никона из священства за явные преступления, считал справедливым и правильным, и согласно Святым Правилам Православной церкви; а иерарх (включая патриарха), не принадлежащей к Русской поместной церкви, не имеет никакого юридического права и никакой канонической власти отменять решение суда поместного собора Русской церкви (это может сделать только поместный собор Русской церкви).В дальнейшем, в синодальный период, под влиянием цензуры, документы, касающееся заседаний Большого Московского собора — суда над Никоном (соборное определение о преступлениях Никона и соборная грамота о извержении из священства Никона), не печатали в составе официально издававшихся документов «Деяния Великого Московского Собора 1666-67 года.»[12]В 2013 году гробница патриарха Никона была вскрыта археологами, но был обнаружен только пустой саркофаг — гробница ранее подверглась разграблению

0
0
ЛМ
Лера Монич

источник и векипедии:Патриа́рх Ни́кон (мирское имя Ники́та Ми́нин (Минов); 7 мая 1605 — 17 (27) августа 1681 — седьмой московский патриарх, имевший официальный титул Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх (с 25 июля 1652 года по 12 декабря 1666 года), также и титул Великого Государя.

0
0
Ксения Николаева
Ксения Николаева

Патриа́рх Ни́кон (мирское имя Ники́та Ми́нин (Минов); 7 мая 1605 — 17 (27) августа 1681 — седьмой московский патриарх, имевший официальный титул Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх (с 25 июля 1652 года по 12 декабря 1666 года), также и титул Великого Государя.

0
0
НС
Настя Солошенко

Патриа́рх Ни́кон (мирское имя Ники́та Ми́нин (Минов); 7 мая 1605 — 17 (27) августа 1681 — седьмой московский патриарх, имевший официальный титул Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх (с 25 июля 1652 года по 12 декабря 1666 года), также и титул Великого Государя.

0
0
Дмитрий Леонтьев
Дмитрий Леонтьев

Патриа́рх Ни́кон (мирское имя Ники́та Ми́нин (Минов); 7 мая 1605 — 17 (27) августа 1681 — седьмой московский патриарх, имевший официальный титул Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх (с 25 июля 1652 года по 12 декабря 1666 года), также и титул Великого Государя.

0
0
Лиля Светлячок
Лиля Светлячок

э. Вы проверяете население на знание истории? При (вроде) Алексее Романовом ввел новые обряды проведения служб, какие-то догматические изменения совершил, в результате чего произошел раскол Православной церкви и образовались старообрядцы. Знаю, что не научно и сумбурно, но если Вы проверяете... я прошла? в общих чертах..

0
0
Тэ
Тэдди

Тишина. И больше ничего.Только скрипки звук...Поёт так тонко, вкрадчивоИ слышен смычка о струны стук.Она поёт печально, мягко,Раздвигая песней тишину,И идёт полу гладко,Всех подталкивая сну...И все: снежинки за окном,Люди, свечи и словаСпят... И спит тут всё кругом,Кроме скрипки, горя, скрипача...

0
0
Проня Прокоповна
Проня Прокоповна

седьмой московский патриарх, имевший официальный титул Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств

0
0
Николай Богомазов
Николай Богомазов

Патриарх Никон-нововведенец в Русской православной церкви. Часть народа и священников не приняли новшества и ушли в глухие места. Староверы назвались. И по сей день существуют поселения староверов. и не только в России.

0
0
Ксения Шрамченко
Ксения Шрамченко

Седьмой патриарх Московский и Всея Руси, известный под монашеским именем Никон, родился в мае 1605 года в селе Вельдеманово под Нижним Новгородом в семье мордовских крестьян.

0
0
Ксения Шрамченко
Ксения Шрамченко

Седьмой патриарх Московский и Всея Руси, известный под монашеским именем Никон, родился в мае 1605 года в селе Вельдеманово под Нижним Новгородом в семье мордовских крестьян.

0
0
Iv
Ivashhenko-58

происхождение-сын крестьянина , ставший одним из самых влиятельных на Руси в и17веке, по-моему потом был раскол в церкви( после его реформы(как-то так

0
0
Тэ
Тэдди

Два года назад я узнал от тибетских монахов, что три самые страшные вещи, которые могут произойти с человеком - это красота, слава и богатство.

0
0
НЗ
Наталья Зимон

что-то было,связанное с царем,которому пришлось встать на колени перед патриархом Никоном,чтобы он принял сан,и он согласился после этого.

0
0
Ирина Павлова
Ирина Павлова

Патриарх, который расколол русскую церквь, на крестящихся двумя и тремя перстами, ну и естественно на староверов и ортодоксов

0
0
Любава Вераховская
Любава Вераховская

тот, кто первый поставил вопрос об разделении христианских обрядов от католических, из за него был произведен раскол церкви.

0
0
Татьяна ?::?
Татьяна ?::?

ввёл церковную реформу на Руси,при нем произошел раскол русской церкви ,на староверов и последователей патриарха Никона

0
0
Елена Трущенко
Елена Трущенко

Патриа́рх Ни́кон (мирское имя Ники́та Ми́нин (Минов); 7 мая 1605 — 17 (27) августа 1681 — седьмой московский патриарх.

0
0
Ирина Орленко
Ирина Орленко

Историческая личность времён борьбы так называемой новой веры (троеперстия) и старообрядчества.

0
0
ФМ
Федот Макуха(Mc-Ukha)

Это погремуха патриарха с дорогой японской камерой Nikon. А то про его часики уже забывать стали...

0
0
Следующая страница
Другие вопросы
Чем Вы затачиваете карандаши???
Чему равен @ в квадрате?)))
Пройти, не поднимая глаз. Пройти, оставив легкие.... да, вот такие мы, патологоанатомы
Есть ли у него кто-то на сердце? Отношения?
Вернул товар ( ноутбук) в магазин по причине того что он меня не устраивает
здравсвуйте! я живу с бабушкой и мамой, заберут ли меня в армию?
можно ли наложить арест на имущество б. жены до выяснения отцовства
А если бы я попросила вас купить мне что-нибудь, вы бы купили?
фильмы про выживание, про постапокалипсис
Если женщина-шкатулка с секретом, то кто мужчина?
Разбили с друзьями всю витрину с алкоголем в супермаркете, какие статьи грозят?
каждый год - одно и то же ? +++
Почему три тополя именно на Плющихе, а не, допустим, у Никитских ворот?
ТЕПЕРЬ Я ПЬЮ ТОЛЬКО В ДНИ-НАЧИНАЮЩИЕСЯ НА *С*:СРЕДА! СУББОТА И СЕГОДНЯ! а вы ???
что делать если на вас упал метеорит?