Robert Campin - Annunciation (detail).
Робер Кампен. "Благовещение". 1440. Нидерланды 1576 x 1521
Робер Кампен (нидерл. Robert Campin; ок. 1378 — 26 апреля 1444, Турне) — нидерландский живописец, как правило, отождествляемый с Флемальским мастером — неизвестным художником, который стоит у истоков традиции ранней нидерландской живописи (так называемых «фламандских примитивов») . Наставник Рогира ван дер Вейдена и один из первых портретистов в европейской живописи.
Основоположник Северного Возрождения.
Искусствоведы давно пытались найти истоки Северного Возрождения, выяснить, кто был первым мастером, заложившим эту манеру. Долго считалось, что первым художником, немного отошедшим от традиций готики был Ян ван Эйк. Но к концу XIX века стало ясно, что ван Эйку предшествовал ещё один художник, кисти которого принадлежит триптих с Благовещеньем, ранее принадлежавший графине Мероде (т. н. «триптих Мероде») , а также т. н. Флемальский алтарь.
"Благовещение" (Алтарь Мероде) - Робер Кампен. Около 1427-1432. Дерево, масло. Центральная панель - 64,1x63,2, боковые - 64,5x27,3
Мне интересно сравнить центральную часть этого триптиха и картины из вопроса. Я даже сначала их перепутала.
Многочисленные детали выписаны так тщательно, потому что большинство из них наделено особым смыслом. Например, белые лилии в кувшине символизируют чистоту Девы Марии, раскрытая книга на столе - ее мудрость, рукомойник - воды Крещения, свеча - тот свет, что несет миру Христос.
Эти детали есть на обеих картинах. Но вот свечи? Их по одной и на той и на другой картине. А вот подсвечники разные. Почему?