Эмиграцию Куприн с самого начала ощущал как личную трагедию, в одном из писем (1921) сравнив себя с лошадью, которую поднимают на пароход "на конце парового крана.. . Она висит и плывет в воздухе, сразу потерявшая всю свою красоту".
Основным жанром Куприна в этот период творчества стала публицистика. Как постоянный сотрудник парижских газет "Общее дело", "Русская газета", "Русское время" он опубликовал многие десятки статей, разоблачающих большевистскую идеологию, торжество которой, по его словам, означало превращение России в "трехдневного Лазаря": на родине теперь лишь "мертвые, опустошенные глаза и бескровные уста, запечатанные тайной вечной".
Разгром русской культуры, надругательство над церковью, непростительный конформизм тех интеллигентов, кто выступил пособником новой власти, угроза распространения большевизма в Европе- постоянные темы выступлений Куприна в эмигрантской печати, продолжавшихся до начала 1930-х годов.
Тоска по России и предчувствие близкой смерти побудили Куприна хлопотать о советском гражданстве.
К мысли вернуться на родину его еще больше склоняло чувство собственной вины за то, что он оказался вдали от нее в самые тяжелые минуты русской истории.
Тяжело больным, утратившим способность писать Куприн вернулся в СССР в 1937.
По возвращении напечатал Отрывки воспоминаний, где с большими умолчаниями рассказано об истории его отношений с Горьким, которого в эмиграции Куприн сурово осуждал за пособничество режиму, принесшему "ужас и рабство".