Действие происходит в 1920-1930-е годы в сталинской Москве и в годы жизни Иисуса Христа.
Всё здесь полно жизни, движения, теплоты, роскоши красок и звуков.. .
Какой же предстает перед нами булгаковская Москва ?
Для того чтобы точнее описать город, автор показал его как бы со стороны .
Читатель видит столицу глазами Воланда, который появляется здесь в
образе иностранного артиста.
Рассуждая о Москве, он указывает на изменения, произошедшие с городом за
последние пару десятков лет:
"появились эти ...как их ...трамваи, автобусы", " о костюмах нечего уж и говорить" .
Однако не это интересует " артиста" больше всего . Он уделяет особое внимание людям.
и замечает, что "московское народонаселение значительно изменилось"
Поэтому описанию повседневной городской жизни посвящена большая часть произведения. Сравните:
В то самое время, как старательный бухгалтер несся в таксомоторе, чтобы нарваться на самопишущий костюм, из плацкартного мягкого вагона N 9 киевского поезда, пришедшего в Москву, в числе других вышел пассажир с маленьким фибровым чемоданчиком в руке. Пассажир этот был никто иной, как дядя покойного Берлиоза, Максимилиан Андреевич Поплавский, экономист-плановик, проживающий в Киеве на бывшей Институтской улице.
(Глава 18).
В данном контексте автор описывает жизнь простых городских жителей и передает динамику городской суеты такими обыденными словами, как таксомотор, вагон, поезд, чемоданчик, экономист-плановик, бухгалтер. Помимо этого, правдоподобность и достоверность повествования достигаются с помощью конкретной информации – номер поезда, точный адрес.
В завершение анализа образа художественного пространства обратимся к психологическому пространству. Человек, его переживания, духовные искания составляют центр литературного произведения. В эпизодах, описывающих душевное состояние героев, внутренний мир их передается весьма динамично. При этом мы наблюдаем особую, сверхъестественную связь душевного состояния персонажей с окружающим их физическим миром, миром природы. Например:
Пропал отягощенный розами куст, пропали кипарисы, окаймляющие верхнюю террасу, и гранатовое дерево, и белая статуя в зелени, да и сама зелень. Поплыла вместо этого всего какая-то багровая гуща, в ней закачались водоросли и двинулись куда-то, а вместе с ними двинулся и сам Пилат. Теперь его уносил, удушая и обжигая, самый страшный гнев, гнев бессилия.
(Глава 2).