Сатира, романтика, буффонада
Роман «Мастер и Маргарита» - сокровищница необыкновенно разнообразных красок и стилевых приемов, используемых автором. Писатель охотно пользуется и романтическими красками (история любви Мастера и Маргариты) , и щедринской сатирой (например, костюм, который без владельца-бюрократа самостоятельно выносит резолюции) , и гоголевской фантастикой (о Гоголе заставляют вспомнить сцены шабаша, полетов на метле и человеке-борове) ; и народной буффонадой (таков характер приключений Коровьева-Фагота и кота Бегемота) . Наряду с этим произведение пронизано всевозможными мотивами.
Появление термина «мотив» исторически связано с музыкальным искусством. В литературный обиход термин «мотив» был введен И. В. Гете; как литературоведческая категория стал изучаться в XX веке. Современное понимание термина «мотив» как устойчивого компонента литературного текста связано с изучением целостной структуры художественного произведения. Исследователи романа «Мастер и Маргарита» уже давно используют термин «мотив» . Метод, названный «мотивным анализом» пришел на смену классическому структурированному анализу текста. В «мотивном анализе» текст представлен, как запутанный клубок ниток. Основной прием, определяющий всю «смысловую структуру» «Мастера и Маргариты»