Поскольку период является формой завершенной или относительно завершенной музыкальной мысли, он может выступать и как форма самостоятельного произведения. Фактически в данном случае есть все основания говорить об одночастной форме.
В классическом стиле она встречается скорее как исключение, и то преимущественно в композициях инструктивного значения (этюды Черни) . Их можно было встретить в баховское время (маленькие прелюдии Й. С. Баха) .
Но больше всего одночастная форма заявила о себе в творчестве романтиков в инструментальной миниатюре (Ф. Шопен, О. Скрябин) .
Самостоятельная композиция требует, чтобы в ней были представлены все более важные стадии: экспонирование материала, его определенное развитие и завершение. Поэтому в данном случае типичными являются расширенные периоды или периоды с дополнением. Кроме того, простая одночастная форма применяется в темах старинных вариаций, пассакалий, чакон, в качестве вступления в крупное произведение, в качестве куплета в вокальной музыке, народной песне (особенно танцевального характера) , детских пьесах (В. Барвинский, В. Косенко, О. Нижанкивский, Г. Саско и другие) .
Развитая одночастная форма - построение неструктурного типа, со свободным развитием материала (типа импровизации) , которая выходит за пределы простого периода.
Используется в произведениях, основанных на орнаментально гармоническом или мелодико-орнаментальном движении пассажного или напевного характера (вступления в крупные композиции, романсы, ариозо, оперные монологи, прелюдии Й. С. Баха, Ф. Шопена, О. Скрябина и других) . В развитой одночастной форме с большим количеством тактов - 64 и больше - образуются фазы развития (более или менее самостоятельные разделы)
подскажите произведения в трехчастной форме.