Преображенский Филипп Филиппович — профессор, хирург и экспериментатор, работающий над проблемой омоложения путем пересадки половых желез. Зимой подбирает на московской улице бездомного пса, которому дает кличку Шарик, и использует его в качестве подопытного животного, пересаживая ему семенные железы и гипофиз погибшего Клима Чугункина. Операции П. проводит вместе со своим ассистентом, доктором Борменталем.
В начале повести в образе П. подчеркнуты черты ученого-«олимпийца» , пытающегося быть далеким от «земных» проблем: не случайны сравнения с волшебником, жрецом; очевидны ассоциации с Творцом, создающим Адама (ср. фамилию персонажа) . Отрицая советскую власть за радикализм и насилие, П. произносит монолог о бессмысленности террора и о том, что единственное средство благотворного воздействия на живое существо — ласка. Между тем сам П. объективно предстает «революционером» , изменяющим законы природы, а неожиданные результаты эксперимента заставляют его фактически прибегнуть к «террору» . Конфликт П. с его «детищем» — Шариковым — напоминает конфликт «отцов» и «детей» . П. пытается воздействовать на Шарикова, убеждая того, что он «стоит на самой нижней ступени развития» и должен «учиться и стараться стать хоть сколько-нибудь приемлемым членом социального общества» , — но безуспешно. Поняв, что в результате эксперимента он всего лишь «воскресил» Клима Чугункина, П. заключает, что никому не удастся «из этого хулигана сделать человека» , а искусственная фабрикация подобных существ бессмысленна. В итоге П. решается на обратную операцию; возвращая Шарикова в «собачье» состояние и воскрешая, таким образом, пса Шарика. В разговоре со следователем П. заявляет по поводу Шарикова, что тот не был человеком, хотя и разговаривал. «Наука еще не знает способа обращать зверей в людей» . Однако в финале повести П. вновь показан сидящим за письменным столом и рассматривающим человеческие мозги: это наводит на мысль о возможности повторения.
Видно гдето была....