В коне ценилась прежде всего его быстрота. Это создало эпитет коня «борзый» , встречающийся и в летописи, и в «Слове» («А всядемъ, братие, на свои бръзыи комони») . С конем же был связан в феодальном быту целый ряд обрядов. Молодого князя постригали и сажали на коня. После этого обряда «посажения на коня» князь считался совершеннолетним. В летописи немало случаев, когда слово «конь» входит в состав различных военных терминов, образованных путем метонимии: «ударить в коня» означало пуститься вскачь; «поворотить коня» — уехать, отъехать или вернуться; «быть на коне» , «иметь под собою коня» означало готовность выступить в поход. Большое распространение имел термин «сесть на коня» в значении «выступить в поход» (ср. «сесть на коня против кого-нибудь» , «сесть на коня за кого-либо» и др.) . Термин этот построен по принципу метонимии — названа только часть действия вместо целого.
Живые воины возвращались или НА КОНЕ или СО ЩИТОМ, а не живых приносили НА ЩИТЕ.