При паранойяльно-ипохондрическом варианте бредовая фабула развивалась постепенно. Больные испытывали неприятные телесные ощущения, которые интерпретировались как результаты колдовских воздействий («колдовство разошлось по всему телу») . К ним относились, характерные для ипохондрического синдрома, психалгии, сенестоалгии, сенестезии, сенестопатии. Все эти проявления сопровождались аффектом тревоги и страха. Бредовая защита носила разнообразный характер: от передвижения мебели, выбрасывании «заколдованных» вещей до посещений церкви, регулярного окропления жилища «святой водой» , многократных обращений в компетентные органы. При галлюцинаторно-параноидном варианте бредовые идеи колдовства и порчи отличались глубиной и всеохватностью, носили массивный характер, сочетались с идеями овладения, отношения, преследования. Ведущим аффектом являлась общая, диффузная тревога, как бы предупреждающая о надвигающейся опасности. Клиническая картина при депрессивно-параноидном варианте была во многом сходна с описанной В. Гризингером (1881) формой «melancholia religiosa». Выраженные депрессивные проявления в виде печали, подавленности, тревоги, болезненного бесчувствия, ипохондрических представлений о неизлечимом заболевании сопровождались депрессивным бредом самоуничижения и самообвинения с идеями греховности, физической и моральной порчи. Особенно тяжело переживались пустота, утрата чувства времени, исчезновение привязанности к близким, особенно детям. Уверяя, что все, что с ними происходит – колдовство, больные считали себя виноватыми перед богом из-за недостаточной веры. И, наконец, при парафренном варианте наряду с интерпретативными и чувственными в бредовые построения включались механизмы бреда воображения.