Поэма "Медный всадник" поднимает проблемы взаимоотношений
государства, власти и личности, несовместимости подчас их интересов.
Особое место в ней занимают размышления поэта о судьбах России, о ее
историческом развитии.
"Ничтожный герой" - и герой "великий", герой прозаический – и герой
эпический, частный человек - и олицетворение государственной мощи:
на этих полюсах держится пушкинская поэма "Медный всадник".
http://ic.asf.ru/~/ppf/lect16.htm
В основу повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» лег рискованный эксперимент. Выбор такого сюжета Булгаковым не случаен. Все, что происходило тогда и что называлось строительством социализма, воспринималось автором “Собачьего сердца” именно как эксперимент — огромный по масштабам и более чем опасный. Скептично Булгаков относился и к попыткам создания нового совершенного общества революционными, то есть не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же насильственными методами нового, свободного человека. Для автора повести это было недопустимым вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих “экспериментаторов”.
http://otvet.mail.ru/question/37716930
Русский драматург А. С. Грибоедов в своем произведении "Горе от ума" ставит проблему ума и обучения. В монологе "А судьи кто? " Чацкий утверждает право молодых людей заниматься наукой, искусством: "В науки вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам Бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным. . " Даже такие безобидные занятия в мире Фамусова вызывают страх. Фамусов выступает, охраняя общество, и как любящий отец, и как крупный чиновник. В любом случае его пугает такое направление ума молодого человека. Он пытается "вразумить" и "наставить на пусть истинный". Но, получив удар, Чацкий страдая, переживая личную драму, отстоял свое право быть собой. Тяга к науке, к развитию у человека неистребима.
http://nsportal.ru/blog/shkola/russkii-yazyk-i-literatura/podgotovka-k-ege-s1-problemy-i-primery-iz-literaturnyh
С. Пушкин в повести «Пиковая Дама» затронул тему злодеяния, тему преступления ( то есть переступления через Евангельские заповеди) и показал, что зло порождает зло, преступление против человека ведет его к отчуждению от общества, от людей, убивает в самом преступнике человека.
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/aspushkin-pikovaya-dama-nravstvennaya-problematika-proizvedeniya-problema