наблюдательность - это не главное.
Навыки по светокомпозиции, расположение объектов в кадре - все это как рефлекс только у мастера. От этого не избавиться. Поэтому у фотографа объектив врощенный в глаза настроен всегда, хочет он сфотографировать или не собирался.
Это происходит с любым мастером своего дела.
Визажист всегда видит косяки в макияже, парикмахер смотрит на волосы, ювелирщик на наши побрякушки.
Лично я вижу одежду: швы, технику обработки, материал и даже происхождение угадываю. наблюдательность ли это? Просто глаз наметан))
Эстетическим вкусом
фотограф, чтобы быстрей (или просто) получить удачный кадр, может зациклиться на чем-то одном, что ему понравилось и будет это снимать, пока не получиться "то что надо" при всем при этом не замечать какие-то настоящие вещи и не иметь полное наслаждение от окружающих его вещей в ходе съемки, а когда просто наблюдаешь и не зацикливаешься на чем-то одном, можешь увидеть много вокруг себя, не отвлекаясь при этом на камеру, которая так много занимает время и из-за, которой можешь многого упустить!
Изберательная наблюдательность направленная на поиск необычного и интересного в отличии от повседненой реактивной наблюдательности на внешние раздражители