(категория: непонимание того, как Бог проявляет Себя в истории)
Да, эти отрывки выглядят противоречивыми, если не признать, что они оба правдивы. Дело происходило в конце царствования Давида, когда он оглядывался назад, на свои блестящие победы, в результате которых Израиль завоевал Ханаанское, Сирийское и Финикийское царства. Давид очень гордился собой и восхищался своими достижениями и больше думал такими категориями, как: вооружение и солдаты, чем Божией милости.
Господь же вероятно решил, что пришло время поставить Давида на колени, чтобы он еще раз узнал и понял, что значит милость Божия. Поэтому Он позволил Давиду начать перепись, дабы тот сам узнал, как много добра принесет ему эта затея. Ведь единственное, что сделает эта перепись, раздует до небес национальное самомнение (а ведь Иоав предупреждал не проводить этой переписи в 1 Паралипоменон 21:3). Когда исчисление народа было закончено, Бог послал наказание на народ в виде язвы, которая произвела великое опустошение в народе израильском (фактически было уничтожено 70 000 человек, согласно 2 Царств 24:15).
А что же сатана? Для чего ему было встревать в это дело (согласно 1 Паралипоменон 21:1), если Бог уже позволил Давиду осуществить свою безрассудную идею? Судя по всему, замыслы его были весьма злонамеренными, зная, что эта перепись расстроит Бога (1 Паралипоменон 21:7-8), он, тем не менее, подстрекал Давида начать ее.
Причем в этом единодушии нет ничего нового; в Библии есть несколько примеров, когда Бог и сатана осуществляли исследование душ человеческих, проводя их через испытания и искушения:
а) В книге пророка Иова; в первой и второй главах, мы видим, как Бог позволяет сатане провести Иова сквозь череду бедствий. Задача, которую ставил Бог заключалась в очищении веры Иова и укреплении его характера при прохождении через все несчастья уготованные ему сатаной; задача же сатаны состояла в причинении как можно большего количества несчастий и проблем Иову, чтобы в конце концов он отрекся от веры в своего Бога.
б) Подобным же образом Бог и сатана были вовлечены в страдания преследуемых христиан согласно 1 Петра 4:19 и 5:8. Задача Бога заключалась в укреплении их веры; Он также давал им возможность разделить страдания Христа в собственной жизни, чтобы они могли торжествовать с Ним в явлении славы Его на небесах (1 Петра 4:13-14), в то время, как сатана стремился “поглотить” их (1 Петра 5:8) или вызвать у них жалость к себе и горечь, что опустило бы их до уровня сатаны.
в) Как Бог, так и сатана наблюдали, как Иисус проходил через три искушения в период Своего служения на земле. Цель Бога заключалась в полном триумфе и торжестве над первым в мире искусителе, который смог совратить Адама. Теперь же он испытал, возможно, первое в своей жизни падение, в то время как сатана стремился отвратить Спасителя от Его миссии спасения.
г) В случае с троекратным отречением Петра от Иисуса во дворе первосвященника, Иисус сам указал на цели, которые преследовали обе стороны в Луки 22:31-32:
“… Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих”.
Есть еще пятый пример, но он не умещается в ответ.
Таким образом, у нас есть еще пять примеров того, как Бог и сатана действовали в одном направлении, но какими же разными были их цели. Во всех приведенным примерах, включая и пресловутую перепись населения устроенную Давидом, сатана был движим исключительно злобными, разрушительными мотивами, в то время как Господь во всех этих же примерах показал нам совершенно иной подход. Он исходил только из благих, доброжелательных мотивов с перспективой окончательной и неизбежной победы, в то же время значительно повышая пригодность или полезность человека, проходящего череду нелегких испытаний. В каждом из приведенных примеров, успех сатаны был ограниченным и весьма кратковременным, в то время как Бог всегда достигал поставленных целей.
(Арчер 1982:186-188)