Написание завершено: ок. 65 г. н. э.
ПАВЕЛ снова находится в заключении в Риме. Но сейчас ситуация более серьезна, чем в первый раз. Идет приблизительно 65 год н. э. В июле 64 года Рим был охвачен большим пожаром, из-за чего сильно пострадали 10 из 14 районов города. По словам римского историка Тацита, император Нерон был не в состоянии «пресечь бесчестящую его молву, что пожар был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. [...] ...[Великое множество были изобличены] не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады.. . Все же эти жестокости пробуждали сострадание к ним, ибо казалось, что их истребляют не в видах общественной пользы, а вследствие кровожадности одного Нерона» .
2 По всей видимости, именно во время этой волны жестоких гонений Павел и оказался в заключении в Риме. На этот раз он в цепях. Он не надеется на освобождение, а лишь ожидает окончательного суда и казни. К нему мало кто приходит. И это неудивительно, поскольку любого, кто открыто признает себя христианином, могут бросить в темницу и подвергнуть мучительной смерти. Вполне понятно, почему Павел с такой теплотой отзывается о посетившем его брате из Эфеса: «Да проявит Господь милосердие к домашним Онисифора, потому что он часто бывал для меня освежением и не постыдился моих цепей. Напротив, оказавшись в Риме, он усердно искал меня и нашел» (2 Тим.
1:16, 17). Осознавая неминуемость смерти, Павел говорит о себе, что он «по воле Бога апостол Христа Иисуса согласно обещанию жизни, которая во Христе Иисусе» (2 Тим. 1:1). Павел знает, что его ожидает жизнь, которая во Христе. К тому времени он уже проповедовал во многих крупных городах известного тогда мира — от Иерусалима до Рима, а возможно даже и в Испании (Рим. 15:24, 28). Он верно «пробежал дистанцию до конца» (2 Тим. 4:6—8).
3 Письмо написано, вероятно, около 65 года н. э. , непосредственно перед мученической смертью Павла. Тимофей, похоже, все еще был в Эфесе, так как раньше Павел поощрил его остаться там (1 Тим. 1:3). Теперь же Павел дважды призывает Тимофея прийти к нему поскорее. Он просит привести с собой Марка, а также взять накидку и свитки, которые он оставил в Троаде (2 Тим. 4:9, 11, 13, 21). Написанное в такое критическое время, письмо послужило большим ободрением для Тимофея. И с тех пор оно продолжает ободрять истинных христиан.