может, потому, что женщина может родить несколько мужчин
Тк женщина-продолжительница рода.
Чтобы на женщин даже руку не поднимали, а сейчас даже в семьях беспредел.
Характер феодального законодательства на Руси X— XV вв. был предопределен его классовой природой, поэтому общественные права древнерусских женщин должны рассматриваться с учетом социальной иерархичности феодально-сословного государства. Но такую возможность дают в основном памятники светского права, которые позволяют сопоставить степень наказуемости за одно и то же преступление для представительниц различных социальных слоев и классов. Так, Устав князя Ярослава иллюстрирует зависимость меры наказания от статуса женщин в классовом обществе. Церковные же памятники (епитимийная, учительная литература, нормативные акты) чаще всего трактуют эти вопросы абстрактно, и положение «жены» как субъекта церковного права определяется лишь отсутствием -холопского состояния. Рассмотрение поставленной проблемы, лимитируемое источииковым материалом, можно условно представить как две группы вопросов: первая — защита нрав женщин различных социальных слоев феодальным законодательством и ответственность за преступления, совершенные по отношению к ним как к членам общества и субъектам права; вторая — ответственность самих женщин за преступные действия.
В древнерусских памятниках уголовного светского и церковного права зафиксированы различные виды преступлении, совершаемых по отношению к женщинам. Так, на основании РП можно судить о цене жизни представительниц различные классов и социальных групп Древней Руси. Например, штраф за убийство зависимой женщины, согласно РП, колебался соответственно той роли, которую она играла в вотчине феодала. Лишение жизни холопки, стоявшей на низшей ступени феодальной «лестницы» , РП наказывала 6 гривнами, но цена ее ЖИЗНИ могла быть и еще ниже, в зависимости от изменений во внутри- и внешнеполитической конъюнктуре.
Жизнь холопки ценилась выше, чем жизнь холопа (5 гривен) , поскольку холопка была воопроизводительницен рабочей силы для феодала. В «Слове о полку Игореве» южные княаья, призывая на помощь суздальского кияэя Всеволода, восклицают: «...еже бы ты был [здесь] , то была бы чага (раба. — Н. П. ) по ногате, а кощей (раб. — Н. П. ) по резане» ! Наивно было бы предполагать, что автор «Слова... » выразил мысль с коммерческой точностью; но приток половецких рабов действительно мог так снизить цену на русских холопов, что они «гроша ломаного» пе стоили бы. Ногата ч резана — деньги мелкие (1 гривна = 20 ногатам или 50 резанам) , т. е. цена на рабынь упала бы в 120 раз, а на рабов — в 2501 Большая по сравнению с мужчиной ценность жизни рабыни отразилась даже в поговорке: «Чага — по ногате, кощей — по резане»
К концу XIV в. уставная Двинская грамота князя Василия Дмитриевича оправдала убийство «робыпь» их собственными «осподарями» : «...а случиться смерть, в том.. . вины не емлють» 155. В случае если рабе поручалось выполнение ответственных функций в вотчине, положение менялось — штраф за ее убийство возрастал в 2 раза: «А за кормилця 12 [гривен] ; тако же и за корми [ли] цю, хотя си буди холоп, хотя си раба» . Роль кормилицы как воспитательницы детей феодала подчеркивается не только размерами штрафа в законодательстве, но и свидетельствами повествовательных источников! 56. Узаконивая высокую пеню за лишение жизни холопки-кормилицы, РП особо выделяла и положение рабы-наложницы, воспитывающей «робичичей» , прижитых ею от феодала, которые, кстати, после его смерти получали (вместе с матерью! ) статус свободных людей
На основании РП можно установить, что и штраф за убийство несвободной, но не находящейся в холопском состоянии женщины * был равен штрафу за убийство рабыни. Убийство же ремесленницы (термин может быть понят и как \<жена ремесленника; -), и в прямом смысле) каралось уже 12 гривнами |58.
Определение правового положения свободной женщины («я; ены» ) на основании РП вызвало полемику ученых еще в XIX в. Единого мнения по этому вопросу нет до сих пор.
Таки тогда у вас женщина была ценностью, потому, что мужики др др не е... ли в жопу, а сейчас у вас высокая христианская мораль это позволяет