Зачем понадобился Булгакову такой художественный приём –...
...параллельно повествованию о современности вести ещё и линию романа, написанного Мастером и рассказывающего о событиях, происходивших две тысячи лет назад?
...параллельно повествованию о современности вести ещё и линию романа, написанного Мастером и рассказывающего о событиях, происходивших две тысячи лет назад?
Оригинальная композиция романа М. А. Булгакова: роман в романе, или двойной роман. Это параллельное повествование раскрывает смысл вечности описываемых проблем. Эти проблемы существовали и в прошлом, остались и сейчас: талант и власть, место и роль творца, личность и общество, вопросы любви, милосердия и нравственного долга, бесчеловечности зла.
Роман Мастера как раз и связывает две этих линии - евангельскую и советской Москвы. Главная тема, их связывающая - тема предательства, недаром роман Мастера - не о Иешуа, а "роман о Понтии Пилате" - предателе. Предал из-за страха, не хотел оказаться на месте Иешуа. Страх - худший из пороков, эти слова повторяются в романе несколько раз, очень важны для Булгакова. Страх руководит действиями всех героев в "современной" части романа - кроме Маргариты. Ее роль в "евангельской" части достается собаке Банга - она тоже бесстрашна и предана хозяину.
А все остальное написано совершенно верно в реплике Ирины Губановой.
Роман погубил своего творца. Как же можно было обойтись без него? Нужно было дать о нем представление, что и было сделано замечательно. У меня эта часть самая любимая.