Иешуа -- образ довольно статичный, он не меняется.
Понтий Пилат в начале и в конце романа -- это два
абсолютно разных человека.
И потом, они всегда вместе:
— Мы теперь будем всегда вместе, —
говорил ему во сне оборванный философ-бродяга,
неизвестно каким образом вставший
на дороге всадника с золотым копьем. —
Раз один — то, значит, тут же и другой!
Помянут меня, — сейчас же помянут и тебя!
Меня — подкидыша, сына неизвестных родителей,
и тебя — сына короля-звездочета
и дочери мельника, красавицы Пилы.
Потому что самые тяжёлые страдания: несвободу принимать решения, угрызения совести - испытывал не Иешуа, а Понтий Пилат.
Читайте II том
БЛя, такой бред!
Булгакова, очевидно, интересовала тема предательства. Предательство - следствие страха, "худшего из пороков". Страх - порождение тирании (неограниченной власти кесаря ли, Сталина ли) . Все это сосредоточено в образе Пилата - а у Иешуа все в порядке, ему-то говорить "правду легко и приятно", у него нет трагедии выбора.