Слово «покаяние» происходит от глагола, исходное значение которого «понимаю впоследствии, изменяю свое мнение» . В Ветхом Завете соответствующее слово происходит от еврейского глагола, означающего «возвращаться» , т. е. отказаться от греха и устремиться к Богу (ср. : Иер 18. 11). В Новом Завете термин сохраняет значение нравственного возвращения. Но в духе новозаветного учения покаяние оказывается уже необходимым условием для достижения Царствия Божия: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 4. 17). В святоотеческой письменности появляется целая гамма толкований и взаимодополняющих определений понятия «покаяние» . Согласно Клименту Александрийскому, покаяние — это исцеление1, согласно прп. Иоанну Лествичнику, оно — «примирение с Богом» , «сознательное очищение» , «добровольное претерпевание всех скорбей» 2, согласно прп. Симеону Новому Богослову — «сознательная борьба с самим собой» 3 В богословских категориях, выработанных в средневизантийской патристике, покаяние касается не природной «воли» , а «желания, выбора, произволения» ; не самой «природы» , а «способов» или «образов» ее бытия. Прп. Максим Исповедник писал: «Достойные покаяния повелел ему сотворить плоды. То есть изменить внешние образы согласно скрытому расположению сердца» 4.
Таково вообще значение слова «покаяние» . Но в сакраментологии под Покаянием как названием таинства подразумевается особое церковное действие — исповедь грешника и совершение определенного чина священнослужителем. Так, блж. Симеон Солунский писал, что Покаяние — это «одно из таинств» 5
Это исповедь.
Исповедь — таинство примирения с Богом, когда кающийся в присутствии свидетеля-священника открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении грехов исповедующегося.