Религия, вера

Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны. Война миров?

В 1938 году заканчивается по отношению к Церкви большой террор. В 1932 году статья 58 пункт 10 «контрреволюционная агитация и пропаганда» - это 5 лет ссылки, вскоре — это однозначно расстрельная статья или 10, 25 лет ссылки. Во второй половине 30-х идет тотальное уничтожение духовенства и активных мирян. Бутовский полигон – это страшный памятник эпохи большого террора и просто поголовного уничтожения духовенства. Тенденции к изменению политики на самом деле наметились примерно в 1939 году. Это подтверждает недавно опубликованный документ из президентского архива (это бывший архив Сталина) о пересмотре дел священнослужителей и о возможном освобождении лиц духовного звания, которые, как там сказано, не являются социально опасными. Другое дело, что нужно посмотреть, насколько это было доведено до реальных шагов: освобождалось ли духовенство, был ли такой антипоток из ГУЛАГа. Но такое распоряжение лично Сталина было. Первое время митрополит Сергий тоже не чувствует, что что-то меняется. Однако уже в 1941 году по свидетельствам того времени чувствовалось, что что-то должно поменяться. Был закрыт журнал «Безбожник», свернута антирелигиозная пропаганда. Такое было молчаливое принятие тех патриотических инициатив, которые исходили из церковной среды. А в 1943 году был заключен такой сталинский конкордат. Муссолини определил статус Католической Церкви, так и Сталин определяет официально статус Православной Церкви, определяет статус общества, которое открыто исповедует свои взгляды, никак не вписывающиеся в "единственно верную марксистскую картину восприятия мира". Откровенно идеологически враждебные взгляды. Произошло это на знаменитой встрече Сталина с тремя митрополитами. Патриарха у нас тогда не было, потому что после кончины Патриарха Тихона власти так и не дали собрать собор и провести официальные выборы. Был местоблюститель патриаршего престола митрополит, впоследствии Патриарх Сергий (Страгородский) и митрополиты Николай (Ярушевич) и Алексий (Симанский), будущий патриарх Алексий I. На этой знаменитой встрече в сентябре 43 года они получили предложения, о которых не могли и мечтать, т. е. им разрешили все. По архивным документам получается, что, чем выше был уровень властных структур, тем более благоприятным было отношение к нуждам Церкви. В основном «зажимали», что называется, на местах. Началось открытие храмов. Бывали случаи стихийного открытия. Например, в Ярославской и Ивановской областях люди сами выметали из храма клубное оборудование. Однако уже в хрущевское время имел место обратный процесс — массовое закрытие вновь открытых храмов. Печально, ведь это были «выстраданные храмы», открытые на вдовьи слезы...
Такой ум можно нажить поеданием говна !
Opa
Opa
18 796
Лучший ответ
Вы правы, война Духа против попытки построения исскуственного Рая на земле)
Нет, грызня взбесившихся приматов из-за матресурсов.
Война мировоззрений!
А в чём вопрос-то, собственно? О_о

Ряд моментов уточню.
"Восстановление" (и ребрендинг) Церкви во время ВОВ имело несколько причин, внутренних и внешних.

Внешние:
Перелом в войне к тому времени уже наступил, и Сталин задумывался о послевоенном устройстве мира.
Лояльность коммунистического государства к православию и вере (хотя бы и показная) могла добавить бонусов при выстраивании отношений с союзниками по антигитлеровской коалиции - они ранее коммунистов за их гонения на верующих часто и охотно критиковали. Предоставление военной помощи для России прямым образом увязывалось со смягчением её политики по отношению к религии.
РПЦ также можно было использовать в качестве дополнительной объединяющей силы в славянском мире (правда, из этого в дальнейшем ничего не получилось, но во время войны такие иллюзии были) .
Так что продолжение старой политики дивидендов не приносило, и от неё отказались.

Внутренние:
Гитлер разрешил открыть на оккупированной территории огромное количество храмов (по разным сведениям - от 7,5 до 10 тысяч) . Их массовое обратное закрытие могло вызвать недовольство среди освобождённого местного населения.
Кроме того, война дала огромное количество вдов - их как-то было нужно хотя бы частично утешить, хотя бы религиозной иллюзией.
Илья Ткач
Илья Ткач
21 731
Не храмы надо строить, а заводы!
Михаил Тарских Тупой, не гений.
Павел Решетников Да щас размечтался
Бог не дал утонуть Русской Православной Церкви Аминь.

Похожие вопросы