Почему у Пушкина русалка на ветвях сидит?
Ведь известно же, что русалки живут в реках, озерах, морях. Но есть удивительное время в году, когда по древним поверьям, приходили русалки на землю. Случается это в начале лета.
Русалок почитали, но одновременно и побаивались. Воспринимались они, с одной стороны, как помощницы, напитывающие влагой поля. Русалочек задабривали, специально развешивали по деревьям и кустам, растущим у воды, рубахи, холсты ткани. Водяные девицы ходили обнаженными, пугали людей диким хохотом. Чтобы задобрить русалочек дарить одежду и ткань для того, чтобы прикрыть
. Видя расположение людей, русалка и влагу на полях обеспечит и заблудившийся скот разыщет. Однако, встречаться непосредственно с самими русалками боялись, как никак нечисть. Поэтому защищались о них запахом чеснока, полыни или хренаВо второй половине июня наступало время, когда приходила пора провожать русалок обратно в воду. Связано это было с тем, что, во-первых, необходимо было соблюдать порядок вещей (отправляйся туда, откуда пришла), а с другой стороны русалки свою миссию выполнили, обильные дожди, обильная влага были не нужны к этому времени. Провожали русалок песнями, обрядами и хороводами, устраивая целую череду праздников. Время проводов называли «русальной неделей». Начиналась она 19-20 июня и продолжалась 4 – 5 дней. Праздники часто так и называли « русальное заговенье» В это время категорически запрещалось выполнять женские работы – прядение, ткачество, отбеливание холстов, стирка белья. Мужчинам не разрешалось, не только работать, но даже заходить на поля. Если же кто-либо нарушал запрет и работал в русальную неделю, мог навлечь неурожай, ливень, град. Молодежь развлекалась в эти дни во всю. Девушки часто изображали русалочек, распускали волосы, закрывали ими лицо, бродили по задворкам деревень пугали и детей и взрослых, распевали песни. И все это чтобы проводить русалок с земли и похоронить. Слово похоронить имело значение прервать земную жизнь, дабы продолжить ее в родной стихии. На русальную неделю при
Представления о русалках сложились у нас под воздействием, прежде всего, сказки Андерсена "Русалочка", посему большинство граждан (и детей, и взрослых) не сомневаются, что русалки обитают в воде, плещут рыбьими хвостами и вступают с человеком в сложные взаимоотношения.
Большой знаток русского фольклора Александр Сергеевич Пушкин, конечно, не зря загнал свою русалку на дерево. Уж он-то знал, что русская русалка с заморскими подругами имеет не слишком много общего. И рыбьего хвоста у нее в помине нет.
В славянской мифологии русалки – это сверхъестественные существа, в которых превращаются заложные (то есть умершие неестественной смертью) покойницы – самоубийцы, а также проклятые родителями. Как правило, это красивые девушки с распущенными волосами – зелеными, реже русыми; характерная черта в облике русалок – крупные груди. Повстречаться с этими созданиями можно либо на берегах водоемов, где они расчесывают свои волосы, либо в лесу – они любят качаться на ветвях. Вот почему у Пушкина "русалка на ветвях сидит"!
Из воды русалки выходят на Троицу и до Петрова дня блуждают по суше. Русский ученый, специалист по восточнославянской этнологии и фольклористике Д. К. Зеленин приводит такое описание: "К русалкам относят женщин, наложивших на себя руки. Получив в свое владение подобную женскую душу, главный начальник злых духов дает повеление варить ее в котле, с разными снадобьями и зельями, отчего женщина делается необыкновенной красавицей и вечно юной; они живут обыкновенно в реках, а с Троицына дня до Петрова странствуют по земле, витают в лесах, избирая себе приютом старые деревья, особенно дубы; качаются на древесных сучьях или разматывают пряжу, похищая ее у поселянок, которые ложатся спать без молитвы. Русалки ненавидят женщин и прельщают мужчин. Ни один мужчина не может устоять против ослепительной их красоты и при первом взгляде влюбляется". Кроме того, они совершают всякие каверзы: портят посевы, топят людей, защекочивают до смерти, сводят с ума и т. д.
Представления о русалках сложились у нас под воздействием, прежде всего, сказки Андерсена "Русалочка", посему большинство граждан (и детей, и взрослых) не сомневаются, что русалки обитают в воде, плещут рыбьими хвостами и вступают с человеком в сложные взаимоотношения.
Большой знаток русского фольклора Александр Сергеевич Пушкин, конечно, не зря загнал свою русалку на дерево. Уж он-то знал, что русская русалка с заморскими подругами имеет не слишком много общего. И рыбьего хвоста у нее в помине нет.
В славянской мифологии русалки – это сверхъестественные существа, в которых превращаются заложные (то есть умершие неестественной смертью) покойницы – самоубийцы, а также проклятые родителями. Как правило, это красивые девушки с распущенными волосами – зелеными, реже русыми; характерная черта в облике русалок – крупные груди. Повстречаться с этими созданиями можно либо на берегах водоемов, где они расчесывают свои волосы, либо в лесу – они любят качаться на ветвях. Вот почему у Пушкина "русалка на ветвях симог
Из воды русалки выходят на Троицу и до Петрова дня блуждают по суше. Русский ученый, специалист по восточнославянской этнологии и фольклористике Д. К. Зеленин приводит такое описание: "К русалкам относят женщин, наложивших на себя руки. Получив в свое владение подобную женскую душу, главный начальник злых духов дает повеление варить ее в котле, с разными снадобьями и зельями, отчего женщина делается необыкновенной красавицей и вечно юной; они живут обыкновенно в реках, а с Троицына дня до Петрова странствуют по земле, витают в лесах, избирая себе приютом старые деревья, особенно дубы; качаются на древесных сучьях или разматывают пряжу, похищая ее у поселянок, которые ложатся спать без молитвы. Русалки ненавидят женщин и прельщают мужчин. Ни один мужчина не может устоять против ослепительной их красоты и при первом взгляде влюбляется". Кроме того, они совершают всякие каверзы: портят посевы, топят людей, защекочивают до смерти, сводят с ума и т. д.
Образ русалки, которая наполовину женщина, наполовину рыба, — это наследие западноевропейской культуры. Во многом такой образ появился благодаря сказке Андерсона "Русалочка" (и подкрепляется в современном мире мультфильмом Уолта Диснея и известным памятником в Копенгагене). Мы представляем русалку ровно такой: с рыбьим хвостом. Однако mermaid (западная русалочка) и русалочка из русского фольклора — совершенно разные персонажи, просто их образы в нашем сознании слились воедино.
Фольклорный образ русской русалочки разнится от региона к региону, и есть свои региональные особенности, где русалочка и правда связана с водой или водяным, но она точно не наполовину рыба. Чаще всего русалочку в русской традиции изображают как дородную, красивую, молодую женщину с бледным лицом (иногда даже с зеленцой) и с зелеными длинными красивыми волосами. Главное ее развлечение — сидеть на ветках деревьев и расчесывать свои длинные волосы. Активнее всего русалки во время русальной недели — как правило, это неделя перед Троицей: тогда они выходят к людям, играют в полях, сидят на деревьях в лесу или на полянах. Самое страшное для человека — встретить русалочку. Тогда она может защекотать его до смерти или увести с собой в лес или под воду.
Образ русалки, которая наполовину женщина, наполовину рыба, — это наследие западноевропейской культуры. Во многом такой образ появился благодаря сказке Андерсона "Русалочка" (и подкрепляется в современном мире мультфильмом Уолта Диснея и известным памятником в Копенгагене). Мы представляем русалку ровно такой: с рыбьим хвостом. Однако mermaid (западная русалочка) и русалочка из русского фольклора — совершенно разные персонажи, просто их образы в нашем сознании слились воедино.
Фольклорный образ русской русалочки разнится от региона к региону, и есть свои региональные особенности, где русалочка и правда связана с водой или водяным, но она точно не наполовину рыба. Чаще всего русалочку в русской традиции изображают как дородную, красивую, молодую женщину с бледным лицом (иногда даже с зеленцой) и с зелеными длинными красивыми волосами. Главное ее развлечение — сидеть на ветках деревьев и расчесывать свои длинные волосы. Активнее всего русалки во время русальной недели — как правило, это неделя перед Троицей: тогда они выходят к людям, играют в полях, сидят на деревьях в лесу или на полянах. Самое страшное для человека — встретить русалочку. Тогда она может защекотать его до смерти или увести с собой в лес или под воду.
Образ русалки, которая наполовину женщина, наполовину рыба, — это наследие западноевропейской культуры. Во многом такой образ появился благодаря сказке Андерсона "Русалочка" (и подкрепляется в современном мире мультфильмом Уолта Диснея и известным памятником в Копенгагене). Мы представляем русалку ровно такой: с рыбьим хвостом. Однако mermaid (западная русалочка) и русалочка из русского фольклора — совершенно разные персонажи, просто их образы в нашем сознании слились воедино.
Фольклорный образ русской русалочки разнится от региона к региону, и есть свои региональные особенности, где русалочка и правда связана с водой или водяным, но она точно не наполовину рыба. Чаще всего русалочку в русской традиции изображают как дородную, красивую, молодую женщину с бледным лицом (иногда даже с зеленцой) и с зелеными длинными красивыми волосами. Главное ее развлечение — сидеть на ветках деревьев и расчесывать свои длинные волосы. Активнее всего русалки во время русальной недели — как правило, это неделя перед Троицей: тогда они выходят к людям, играют в полях, сидят на деревьях в лесу или на полянах. Самое страшное для человека — встретить русалочку. Тогда она может защекотать его до смерти или увести с собой в лес или под воду.
Образ русалки, которая наполовину женщина, наполовину рыба, — это наследие западноевропейской культуры. Во многом такой образ появился благодаря сказке Андерсона "Русалочка" (и подкрепляется в современном мире мультфильмом Уолта Диснея и известным памятником в Копенгагене). Мы представляем русалку ровно такой: с рыбьим хвостом. Однако mermaid (западная русалочка) и русалочка из русского фольклора — совершенно разные персонажи, просто их образы в нашем сознании слились воедино.
Фольклорный образ русской русалочки разнится от региона к региону, и есть свои региональные особенности, где русалочка и правда связана с водой или водяным, но она точно не наполовину рыба. Чаще всего русалочку в русской традиции изображают как дородную, красивую, молодую женщину с бледным лицом (иногда даже с зеленцой) и с зелеными длинными красивыми волосами. Главное ее развлечение — сидеть на ветках деревьев и расчесывать свои длинные волосы. Активнее всего русалки во время русальной недели — как правило, это неделя перед Троицей: тогда они выходят к людям, играют в полях, сидят на деревьях в лесу или на полянах. Самое страшное для человека — встретить русалочку. Тогда она может защекотать его до смерти или увести с собой в лес или под воду.
Из воды русалки выходят на Троицу и до Петрова дня блуждают по суше. Русский ученый, специалист по восточнославянской этнологии и фольклористике Д. К. Зеленин приводит такое описание: "К русалкам относят женщин, наложивших на себя руки. Получив в свое владение подобную женскую душу, главный начальник злых духов дает повеление варить ее в котле, с разными снадобьями и зельями, отчего женщина делается необыкновенной красавицей и вечно юной; они живут обыкновенно в реках, а с Троицына дня до Петрова странствуют по земле, витают в лесах, избирая себе приютом старые деревья, особенно дубы; качаются на древесных сучьях или разматывают пряжу, похищая ее у поселянок, которые ложатся спать без молитвы. Русалки ненавидят женщин и прельщают мужчин. Ни один мужчина не может устоять против ослепительной их красоты и при первом взгляде влюбляется". Кроме того, они совершают всякие каверзы: портят посевы, топят людей, защекочивают до смерти, сводят с ума и т. д. Еще они могут напускать мор на домашний скот, насылать проливные дожди и град.
Представления о русалках сложились у нас под воздействием, прежде всего, сказки Андерсена "Русалочка", посему большинство граждан (и детей, и взрослых) не сомневаются, что русалки обитают в воде, плещут рыбьими хвостами и вступают с человеком в сложные взаимоотношения.
Большой знаток русского фольклора Александр Сергеевич Пушкин, конечно, не зря загнал свою русалку на дерево. Уж он-то знал, что русская русалка с заморскими подругами имеет не слишком много общего. И рыбьего хвоста у нее в помине нет.
В славянской мифологии русалки – это сверхъестественные существа, в которых превращаются заложные (то есть умершие неестественной смертью) покойницы – самоубийцы, а также проклятые родителями. Как правило, это красивые девушки с распущенными волосами – зелеными, реже русыми; характерная черта в облике русалок – крупные груди. Повстречаться с этими созданиями можно либо на берегах водоемов, где они расчесывают свои волосы, либо в лесу – они любят качаться на ветвях. Вот почему у Пушкина "русалка на ветвях сидит"!
Представления о русалках сложились у нас под воздействием, прежде всего, сказки Андерсена "Русалочка", посему большинство граждан (и детей, и взрослых) не сомневаются, что русалки обитают в воде, плещут рыбьими хвостами и вступают с человеком в сложные взаимоотношения.
Большой знаток русского фольклора Александр Сергеевич Пушкин, конечно, не зря загнал свою русалку на дерево. Уж он-то знал, что русская русалка с заморскими подругами имеет не слишком много общего. И рыбьего хвоста у нее в помине нет.
В славянской мифологии русалки – это сверхъестественные существа, в которых превращаются заложные (то есть умершие неестественной смертью) покойницы – самоубийцы, а также проклятые родителями. Как правило, это красивые девушки с распущенными волосами – зелеными, реже русыми; характерная черта в облике русалок – крупные груди. Повстречаться с этими созданиями можно либо на берегах водоемов, где они расчесывают свои волосы, либо в лесу – они любят качаться на ветвях. Вот почему у Пушкина "русалка на ветвях сидит"!
Лукоморьем наши предки называли побережье Белого моря, потому что форма линии побережья напоминала собой лук. Со временем три слова «Лук у моря» слились в народной речи в одно слово Лукоморье, и в таком виде это слово попало в русские народные сказки. Лукоморье всеми воспринимается, как сказочная страна, придуманная самим Пушкиным для хорошей «рифмы», но на самом деле Лукоморье не вымысел, а название поморских земель. Опять-таки, мало кто знает, что у наших предков ДУБ почитался, как сакральное дерево. Только с приходом на русские земли греческой религии священные для русов рощи и дубы безжалостно вырубались, и только в глухих местах, одним из которых долгое время и был русский север - Лукоморье, эти священные для русов деревья ещё можно было найти. Лукоморье — сакральное место, где стоит мировое древо (дуб) - ось, по которому можно попасть в другие миры. Русалка, это существо другого мира и Пушкин поместил её на ось перехода в наш мир.
Большой знаток русского фольклора Пушкин, конечно, не зря загнал свою русалку на дерево. Уж он-то знал, что русская русалка с заморскими подругами имеет не слишком много общего. И рыбьего хвоста у нее в помине нет.В славянской мифологии русалки – это сверхъестественные существа, в которых превращаются умершие неестественной смертью покойницы – самоубийцы, а также проклятые родителями. Как правило, это красивые девушки с распущенными волосами – зелеными, реже русыми; характерная черта в облике русалок – крупные груди. Повстречаться с этими созданиями можно либо на берегах водоемов, где они расчесывают свои волосы, либо в лесу – они любят качаться на ветвях. Вот почему у Пушкина "русалка на ветвях сидит"!
Из воды русалки выходят на Троицу и до Петрова дня блуждают по суше. Русский ученый, специалист по восточнославянской этнологии и фольклористике Д. К. Зеленин приводит такое описание: "К русалкам относят женщин, наложивших на себя руки. Получив в свое владение подобную женскую душу, главный начальник злых духов дает повеление варить ее в котле, с разными снадобьями и зельями, отчего женщина делается необыкновенной красавицей и вечно юной; они живут обыкновенно в реках, а с Троицына дня до Петрова странствуют по земле, витают в лесах, избирая себе приютом старые деревья, особенно дубы; качаются на древесных сучьях или разматывают пряжу, похищая ее у поселянок, которые ложатся спать без молитвы.
потому что когда то дерево было по макушку в воде, русалка там типа присела, ну и вода резко отхлынула, а русалочка так и осталась сидеть на дереве, сидит бедняжка и плачет горькими слезами, ой кто нибуудь, сжальтесь, снимите меня отседава, и отнесите в море- окиян, к детушкам моим, им без мамки плохо, плачуть поди, сиську просят, а то бридут злые дядьки итётьки, из откуда там не помню, скажуть где мать? стерва такая, бросила деток, пройдутся по соседям, а эти подтвердять, да, она такая, шляется вечно не знамо где, отымайте детишек, придётся к Малахову за помощью обращаться, а у него и без меня дел, ну просто завались, поможите! кто чем может
Ну, Пушкин и Андерсен, который написал русалку полурыбой, суть сиреной, были современниками. Кажется, у одного из них даже был автограф другого, но не помню у кого. Но по сути русалка в русской традиции -- это просто водяная дева, которая может сидеть где ей вздумается. То есть это как спросить, а почему данный леший сидит на дереве. Потому, что удобнее: лешему -- смотреть, а русалке -- причёсываться. Чем выше сидит, тем удобнее заниматься волосами. А потом при Советском союзе стало проще иллюстрировать русалку рыбой, чтобы не рисовать её голой.
В славянской мифологии русалки – это сверхъестественные существа, в которых превращаются заложные (то есть умершие неестественной смертью) покойницы – самоубийцы, а также проклятые родителями. Как правило, это красивые девушки с распущенными волосами – зелеными, реже русыми; характерная черта в облике русалок – крупные груди. Повстречаться с этими созданиями можно либо на берегах водоемов, где они расчесывают свои волосы, либо в лесу – они любят качаться на ветвях. Вот почему у Пушкина "русалка на ветвях сидит"!
В славянской мифологии русалки – это сверхъестественные существа, в которых превращаются заложные (то есть умершие неестественной смертью) покойницы – самоубийцы, а также проклятые родителями. Как правило, это красивые девушки с распущенными волосами – зелеными, реже русыми; характерная черта в облике русалок – крупные груди. Повстречаться с этими созданиями можно либо на берегах водоемов, где они расчесывают свои волосы, либо в лесу – они любят качаться на ветвях. Вот почему у Пушкина "русалка на ветвях сидит"!
В славянской мифологии русалки – это сверхъестественные существа, в которых превращаются заложные (то есть умершие неестественной смертью) покойницы – самоубийцы, а также проклятые родителями. Как правило, это красивые девушки с распущенными волосами – зелеными, реже русыми; характерная черта в облике русалок – крупные груди. Повстречаться с этими созданиями можно либо на берегах водоемов, где они расчесывают свои волосы, либо в лесу – они любят качаться на ветвях. Вот почему у Пушкина "русалка на ветвях сидит"!
Потому что славянские русалки имели вполне земное происхождение, в отличие от своих европейских подруг с ихтиологическими корнями, неспособных хотя бы выбраться на берег. К тому же, по народным поверьям, наши русалки выходят из воды на Троицу и любят качаться на ветвях деревьев. Поэтому Александр Сергеич, хорошо знавший русский фольклор, усадил на дерево не какую-то заморскую рыбоподобную дамочку, а исконно русскую русалку, подразумевая под её образом именно девушку (хоть и не живую, сверхъестественную).
Дуб шумит в лесу густом,
Дуб – русалки древний дом.
Выплывает из волны –
Да в объятья вышины!
Лес! Лесная чистота!
Тишина летит с листа!
Паутина – лишь внизу,
Вьюн, трава идёт в лозу.
«Прыг!»; русалка – ветки – ствол.
Ствол – кривой, весь вкось пошёл…
Изогнулся в старине,
Сам – в коре, в коры волне!
Что блестит? Сундук златой!
Что горит? Цветок витой!
Дебри, листья и трава…
И русалочка – жива!
Лес и воды – всё родня!
Волос – рус и меня!
Мне забраться бы на дуб,
К ветке, на изгиб и сруб…
В дуб!