В. А. Жуковский «Светлана» , А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (сон Татьяны Лариной) , И. А. Гончаров «Обломов» («Сон Обломова») , Н. Г. Чернышевский «Что делать?» (сны Веры Павловны) , Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (сны Раскольникова) .
Сновидения издавна использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, мотивировки поступков персонажей, передачи их эмоционального состояния (психологизма) . Со времён древнерусской литературы сны предупреждали об опасностях, служили знамениями, оказывали помощь, наставляли, давали отдых и одновременно искушали, испытывали, ставили перед выбором. Сновидения выполняют ретроспективную и прогностическую функции, участвуют в создании хронотопа произведения. Они вбирают в себя все три времени: показывают картины прошлого, настоящего и будущего, раздвигая тем самым пространственно-временные границы текста. Сны могут выполнять функцию памяти. Таким образом, сновидения в произведениях художественной литературы полифункциональны.