Дмитрий Черных
Дмитрий Черных

каково значение средневекового этапа в истории мировой культуры?

Леонид
Леонид

Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на средневековье как на “темные века”. Однако на деле это не выглядит столь однозначно. Несомненно, что мир средневековой культуры для нас странен и не всегда понятен. Наиболее распространенный и популярный в эту эпоху жанр литературного произведения – жития святых, самый типичный образчик архитектуры – собор, в живописи преобладает икона, в скульптуре –персонажи Священного писания. Средневековые мастера, писатели, художники, пренебрегая зримыми очертаниями окружающего их земного мира, пристально всматриваются в потусторонний мир. Поэты и художники почти вовсе обходят реальную природу, не воспроизводят пейзажа, не замечают особенностей отдельных людей, не обращают внимания на то, что в разных странах и в разные эпохи люди одевались по-разному, жили в иных жилищах, имели другое оружие. Индивидуализации они предпочитают типизацию, вместо проникновения в многообразие жизненных явлений исходят из непримиримой противоположности возвышенного и низменного, располагая на полюсах абсолютное добро и абсолютное зло.
Художник как бы не знает, что мир трехмерен, обладает глубиной: на его картине пространство заменено плоскостью. На картинах средневековых живописцев нередко последовательные действия изображаются симультанно: в картине совмещаются несколько сцен, разделенных временем. Например, Иоанн Креститель, стоящий перед лицом царя Ирода, Иоанн Креститель в момент, когда палач отсекает ему голову, и Иродиада, подносящая Ироду блюдо с головой Иоанна, бездыханное тело которого лежит подле, изображены бок о бок на одной картине. Такое изображение последовательных событий, разделенных во времени, в одной художественной плоскости, недопустимое с нашей точки зрения, совершенно естественно для средневековья
Кажется, что средневековые мастера не различали четко мир земной и мир сверхчувственный – оба изображаются с равной степенью отчетливости, в живом взаимодействии и опять-таки в пределах одной фрески или миниатюры. Все это в высшей степени далеко от реализма в нашем понимании. Напомним, однако, что слово “реализм” как раз средневекового происхождения, но только “реалиями” в ту эпоху считали такие категории, которым мы теперь в реальности отказываем

основные этапы в мировой культуре- ПОДРОБНЕЕ ТУТ
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

Похожие вопросы
каково значение образа геракла для мировой культуры. яблоки гесперид
в чем вы видите непреходящее значение творчества Рембрандта в истории мироой культуры.
Философ Дж. Вико разделил историю культуры на 3 этапа. Опишите особенности каждой.
История .вклад арабской культуры, в мировую культуру. История . Помогите. вклад арабской культуры, в мировую культуру
История вклад арабской культуры, в мировую. вклад арабской культуры, в мировую культуру
значение арабской культуры
Почему культурологи разделили историю европейской культуры на этапы? Средневековье, Новая эпоха, просвещение?
этапы и хронологические рамки средневековой культуры
на какие этапы можно разделить историю средневекового китая индии и японии?
Танцевальная культура западноевропейских стран средневековья.