АА
Андрей Азаренко

проанализируюте стихотворение Пушкина

- тему
- основную мысль
- под темы
- анафоры
- гиперболы
- метафоры
- сравнительные обороты
- тому подобное.. .

Александр Пушкин -
Буря.

Ты видел деву на скале
В одежде белой над волнами
Когда, бушуя в бурной мгле,
Играло море с берегами,
Когда луч молний озарял
Ее всечасно блеском алым
И ветер бился и летал
С ее летучим покрывалом?
Прекрасно море в бурной мгле
И небо в блестках без лазури;
Но верь мне: дева на скале
Прекрасней волн, небес и бури.

Дмитрий
Дмитрий

-Стихотворение А. С. Пушкина “Буря” (1825 г.) , в котором описание бури переплетается с восторженным гимном деве “в одежде белой над волнами”, по лексическому составу и звуковой палитре очень выразительно.

-Назовите реальное время, место и действующих лиц. (Поздний вечер или ночь, скала над морем, лирический герой, дева)

-Рассмотрим лексический уровень стихотворения.

Почему Пушкин употребляет слово дева, а не девушка или девица? (Употребление традиционно-поэтической лексики придает строкам возвышенное звучание; это слово относится к словам высокого стиля)

-Выпишите из текста остальные слова высокого стиля, объясните их значение.

Всечасно (нар. ) –постоянно, все время;

Мгла – завеса, пелена из тумана и капелек морской воды;

Бурная – созданная бурей

-Представьте эту картину зрительно. Что вы видите? (На сумрачном, бушующем фоне видится дева в белом летучем (т. е. летящем, “воздушном”) покрывале, которое сливается с белой пеной волн. И все это освещается алым блеском молний)

-Нельзя не обратить внимания на намеренную тавтологию: …летал с летучим покрывалом. Почему Пушкин оставил это? (Перед читателем возникает очень выразительный, словно написанный художником, образ “девы на скале”).

-Выделите ключевые слова, охарактеризуйте их с эмоциональной стороны. (С одной стороны, “ласковые” слова дева и волны, а с другой стороны – “суровые” буря, море и ветер. Уже в самых первых строках мы эту бурю слышим – в “завывании” гласных И и Е)

Здесь слово дева как бы растворяется в остальных словах: четырежды повторяется слог де- и столько же – ви (дел) – (де) ву – в о (дежде) – во (лнами) .

Третья и четвертая строки – это уже другая стихия:

Когда, бушуя в бурной мгле, у – у - у
Играло море с берегами… р – р – р

В третьей строке звук у как бы повторяет звук бушующего, завывающего моря (ассонанс) ; в четвертой строке, напротив, использована аллитерация: настойчиво повторяется звук р ( так и слышишь рокот бьющихся о скалу валов!) .

Кроме того, звук Р в этих двух строках составляет 10% от общего количества звуков, что почти в три раза больше нормы (3,7 % по данным А. М. Пешковского) . Звук Р характеризуется обычно как сильный, мужественный, грубый.

Во втором четверостишии музыка гласных разного образования рисует нам, как ветер “бился и летал”:

Когда луч молний озарял
Ее всечасно блеском алым
И ветер бился и летал
С ее летучим покрывалом?

Слоги с гласным Е и здесь в изобилии. Они связаны с ключевыми словами море и ветер.

Но всепоглощающей стихией эти образы становятся в третьем, заключительном четверостишии:

Прекрасно море в бурной мгле
И небо в блесках без лазури;
Но верь мне: дева на скале
Прекрасней волн, прекрасней бури.

Слова дева и волны органически вплетаются в общую картину. Одновременно каждая строка стихотворения пронизана мягким Л, частотность которого составила 8% при средней языковой частотности этого звука – 3,75% (по тем же данным Пешковского) . Такая опора на “нежный” сонорный сообщает всему стихотворению плавность и легкость.

Вячеслав Иванов отмечал в этом стихотворении “красочные” сочетания со звуком Б, которые представлялись ему раскрытием звукообраза: буря – белое – блеск, белое в буре. И в самом деле, частотность этого звука превышает среднюю языковую: в стихотворении она составляет около 4% при норме 1,73% (по данным А. М. Пешковского) .

-Какую же роль играют звуковые средства выразительности в стихотворении А. С. Пушкина “Буря”?

У Пушкина звукопись перестаёт быть внешним средством “украшения” стиха, она рождается из мысли, чувства и сливается с живыми интонациями поэтической речи. А. С. Пушкин широко использует в своем стихотворении такие яркие звуковые средства художественной выразительности, как благозвучие, аллитерацию, ассонанс, звуковые повторы. Это одни из сильных поэтических приемов, так как позволяют автору настроить читателя на особый, эмоциональный лад, будят остроту восприятия.

Похожие вопросы
помогите найти стихотворение А. С. Пушкина
Стихотворение поэт и толпа А. С. Пушкин
Помогите с стихотворением А. С. Пушкина!
примеры ямба в стихотворениях Пушкина
Анализ стихотворения Пушкина "возрождение"
о чем говорится в стихотворении Пушкина - Деревня???
Анализ стихотворения А. С. Пушкин "Цветок"
Анализ стихотворения А. С. Пушкин "Если жизнь тебя обманет"
Какая тематика у стихотворения Деревня (А. С. Пушкин)
Стихотворение няне Пушкина.