Православие (калька с греч. ὀρθοδοξία буквально «правильное суждение» , «правильное учение» или «правильное сла́вление» ; греч. ὀρθός («прямой» , «правильный» ) +δόξα («мнение» , «слава») ) – истинное учение о познании Бога, сообщаемое человеку благодатью Святого Духа, присутствующей в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
«Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (Ин. 7:39). Где нет Духа, там нет Православия» (свт. Игнатий Брянчанинов) . Русское слово «Православие» – это перевод древнегреческого слова ἡ ὀρθοδοξία (orthodoxia). Оно в свою очередь образовано от двух слов. Первое – это прилагательное ὀρθός (orthos), что значит «прямой» , «правильный» , «верный» . Второе – существительное ἡ δόξα (doxa), которое переводится как «мнение» , «представление» , «знание» , «слава» .
Два основных значения слова ἡ δόξα– представление или знание и слава – очень важны для правильного понимания Православия. Оно видит себя и как правильное Богопознание, и как правильное Богопочитание и прославление Бога. Так что Православие – это не только истинное и неискаженное учение о Боге, которое содержится в церковных догматах. Это также правильная духовная практика (опыт Богопознания) , которая неотделима от жизни в Церкви, участия в церковных Таинствах, и, следовательно, от правильного прославления Бога и причастности к Его славе.
В связи с жизненным смыслом Православия русский религиозный философ Н. А. Бердяев говорил, что «Православие есть, прежде всего, ортодоксия жизни, а не ортодоксия учения. Еретики для него не столько те, кто исповедует ложную доктрину, сколько те, кто имеет ложную духовную жизнь и идет ложным духовным путем» (Н. А. Бердяев. «Истина Православия») .
Из трех основных христианских конфессий Православие в наибольшей степени держится Предания. Оно бережно сохраняет литургическую и обрядовую практику. После Вселенских Соборов Православие не добавило к христианскому вероучению никаких новых догматов – в отличие от Римо-Католической Церкви, которая внесла добавление даже в Символ веры (знаменитое filioque).
Благодаря своей «консервативности» Православие избежало той секуляризации и обмирщения, которой подверглось западное христианство. Правда, некоторые известные публичные люди весьма критически относятся к Православию, ставя ему в упрек именно его несовременность. Вот что, например, по поводу Православия сказал известный телеведущий Владимир Познер: «Я думаю, что одна из величайших трагедий для России – принятие православия… Если оттолкнуться от таких определений, как демократия, качество жизни, и распределить страны по этим показателям, то на первом месте будут именно протестантские страны, все. Потом католические. И лишь потом такие, как Россия, Греция, Болгария и т. д. И это совершенно не случайные вещи, потому что более темной и закрытой религией является православие… Я считаю, что Русская православная церковь нанесла колоссальный вред России».