Библии не страшны научные открытия. Там, где Библия затрагивает вопросы, связанные с наукой, она свободна от теорий, которые в древности считались «научными» , но оказались просто фантазией. В ней содержатся утверждения, не только правильные с точки зрения ученых, но и абсолютно не похожие на принятые в то время взгляды. Разберем, например, согласованность Библии и науки в вопросах медицины.
4 В древности врачи не до конца понимали, как распространяются болезни, и не знали, насколько важна санитария для предотвращения болезней. Многие из методов, которые применяли врачи того времени, показались бы сегодня просто варварскими. Одним из самых древних медицинских текстов, дошедших до нас, является «Папирус Эберс» — это сборник знаний египтян по медицине, датируемый приблизительно 1550 годом до н. э. В нем находится описание примерно 700 лекарственных средств от различных недугов, «начиная с укуса крокодила и заканчивая болью в ногте пальца ноги» . Большинство этих лекарственных средств были просто неэффективны, а некоторые из них — чрезвычайно опасны. Для лечения ран в одном из рецептов советовалось применять смесь из человеческих экскрементов и других веществ.
5 Этот текст, где собраны сведения о египетских лечебных средствах, был написан приблизительно в то же время, что и первые книги Библии, в которые входит Моисеев закон. Моисей родился в 1593 году до н. э. и вырос в Египте (Исход 2:1—10). Воспитанный в семье фараона, он был «научен.. . всей мудрости Египетской» (Деяния 7:22). Он знал «врачей» Египта (Бытие 50:1—3). Находим ли мы отражение неэффективных или опасных медицинских методов египтян в том, что написал Моисей?
6 Нет, напротив, в Моисеев закон входили правила гигиены, вполне приемлемые с точки зрения современной науки. Например, закон о военных лагерных стоянках предписывал закапывать экскременты вне лагеря (Второзаконие 23:13). Это была самая прогрессивная мера, предупреждающая распространение инфекций. Она помогала сохранять воду незараженной и обеспечивала защиту от разносимой мухами дизентерии и других поражающих органы пищеварения болезней, которые до сих пор каждый год уносят — главным образом в развивающихся странах — миллионы жизней.
7 В Моисеевом законе были и другие правила гигиены, служившие защитой от распространения инфекционных заболеваний. Человек, у которого наблюдались симптомы инфекционной болезни, изолировался на время карантина (Левит 13:1—5). Одежду или сосуды, к которым прикасалось умершее (возможно, от болезни) животное, нужно было вымыть, прежде чем использовать снова, или уничтожить (Левит 11:27, 28, 32, 33). Человек, прикоснувшийся к трупу, считался нечистым, и ему нужно было пройти процедуру очищения: необходимо было вымыть одежды и омыть тело. В течение семи дней — периода нечистоты — он не должен был прикасаться к другим людям (Числа 19:1—13).
8 В этих правилах гигиены видна мудрость, намного превосходившая знания, доступные в то время. Современная наука многое узнала о распространении и профилактике болезней. Например, благодаря медицинским достижениям XIX века появилась антисептика — метод уничтожения микробов. Вследствие этого значительно уменьшилось число заражений и преждевременных смертей. В 1900 году средняя продолжительность жизни во многих европейских странах и в Соединенных Штатах составляла меньше 50 лет. С того времени эта цифра резко увеличилась не только благодаря успехам медицины в борьбе с болезнями, но и в связи с повышением уровня санитарии и улучшением условий жизни.
9 Однако еще за тысячи лет до того, как медицине стал известен процесс распространения болезней, Библией предписывалось соблюдать разумные правила, защищающие от них. Поэтому нет ничего удивительного в словах Моисея о том, что израильтяне его дней жили в среднем 70—80 лет (Псалом 89:10)